Фотоуслуги в Белгороде > Воспроизведение цвета > МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЦВЕТОДЕЛЕНИЯ

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЦВЕТОДЕЛЕНИЯ


Главной причиной несовершенства цветопередачи в субтрактивных процессах является несовершенство наших кра­сителей, применяемых в качестве субтракторов. Метод ма­сок хотя и не разрешает полностью проблему идеальной цветопередачи, но практически дает довольно хорошее приближение к ней.
Рассматривая фотографическое воспроизведение неко­торой системы цветов, можно установить следующие об­щие требования для правильного цветового воспроизведе­ния (Юл, Yule).
1. Все цвета, составленные из компонентов цветового процесса, должны быть воспроизведены в тех же концен­трациях этих компонентов, что и в оригинале.
2. Все цвета, имеющие одинаковую визуальную окраску, должны воспроизводиться одинаковой смесью трехцветных компонентов независимо от спектрального состава этих цветов.
Первое требование определяет собой условия фотогра­фической передачи. Для его удовлетворения нужно:
а) чтобы серая шкала передавалась нейтрально-серой с правильной передачей тонов;
б)    исправленные с помощью масок цветоделенные нега­тивы должны регистрировать только один из компонентов изображения. Это требование определяет эффективную спек­тральную чувствительность анализирующей - системы, за­даваемую условием;
в)    эффективная спектральная чувствительность анали­зирующей системы должна быть линейным преобразова­нием смешения для синтезирующих первичных. Хотя не­соблюдение условия в) может в некоторых случаях при­вести к неверной цветопередаче, гораздо более серьезные ошибки возникают при пренебрежении условиями а) и б), т. е. при отказе от применения масок.
Юл разработал эмпирический метод проверки выпол­нения всех этих условий, дающий одновременно возмож­ность определения контраста масок, потребных для кор­рекции негативов.
 
Испытательная таблица по юлу
Рис. 50. Испытательная таблица по юлу
 
Для применения метода Юла приготовляют с помощью красок или пигментов, применяемых в исследуемом про­цессе, цветную таблицу, состоящую из перекрывающих друг друга полос трех компонентов изображения, как по­казано на рис. 50, и получают цветоделенные негативы такой таблицы, применяя те же эмульсии, фильтры и осве­щение, что и для изучаемого процесса.
На каждом из этих негативов измеряют плотности цвет­ных полей и полей серой шкалы. Для каждого из негати­вов строится характеристическая кривая, на абсциссах ко­торой откладываются плотности серой шкалы оригинала, а на ординатах — плотности соответствующих мест негати­вов (рис. 51). С помощью такой характеристической кри­вой плотность любого цветного поля на негативе может быть выражена через плотности серой шкалы в виде так называемой „цветовой плот­ности" (не смешивать с „цве­товой плотностью" по Мак-Адаму, определяемой коло­риметрически). Так напри­мер, если плотность красно­го поля на синем негативе была, положим, 0,4, то из характеристической кривой для этого негатива находим цветовую плотность этого поля, равную 0,93.
Результаты таких изме­рений могут быть пред­ставлены графически (рис. 52а).
График для определения цветовой плотности по Юлу
 
Рис. 51. График для определения цветовой плотности по Юлу   
 
Допустим для простоты, что  серая   шкала передана нейтрально-серой.
В оригинальной цветовой таблице каждый из компонен­тов изображения присутствует только в четырех из вось­ми цветных полей и притом в одинаковой концентрации.
То же должно'быть, разумеется, и в репродукции. Это будет только в том случае, если для каждого из цвето-делящих фильтров четыре цветовые плотности будут высоки и равны между собой, а другие четыре — равны нулю.
Из рис. 52, а) видно, что на зеленом негативе красное и пурпуровое поля имеют слишком малую цветовую плот­ность, а синее и зеленое — слишком высокую. Это озна­чает, что на цветной репродукции концентрация пурпу­рового красителя (который печатается с зеленого негатива) будет слишком высока для синего и зеленого и слишком низка для красного. На рис. 52, в) показаны отклонения от правильных величин цветовых плотностей, полученные путем вычитания идеальных из действительных значений.
Из этого рисунка видно, что для зеленого поля слиш­ком велики красные и особенно зеленые плотности и что
зеленые тона будут в этом случае мало насыщены и иметь пурпуровый оттенок.
Для исправления этих ошибок в цветопередаче служит метод масок.
Этот способ производит тройной эффект:
1)    понижение контраста цветоделенного негатива. Поэтому негативы должны   быть проявлены до более  высокого контраста (примерно, до гамма = 1,2 —1,3);
2)    увеличение общей плотности негатива;
3) изменение соотношения между плотностями различ­ных цветов и плотностями серой шкалы, т. е. изменение цветовых плотностей. В этом и заключается смысл примене­ния масок.
График цветопередачи по Юлу

Рис. 52. График цветопередачи по Юлу
 
Дальнейшим развитием и усовершенствованием способа Юла является метод определения цветоделения, предложен­ный Н. Д. Нюбергом и практически применяемый в лабо­раториях Ленфильма и Главфотопрома.