Фотоуслуги в Белгороде > Воспроизведение цвета > МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЦВЕТОДЕЛЕНИЯ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЦВЕТОДЕЛЕНИЯ |
Главной причиной несовершенства цветопередачи в субтрактивных процессах является несовершенство наших красителей, применяемых в качестве субтракторов. Метод масок хотя и не разрешает полностью проблему идеальной цветопередачи, но практически дает довольно хорошее приближение к ней.
Рассматривая фотографическое воспроизведение некоторой системы цветов, можно установить следующие общие требования для правильного цветового воспроизведения (Юл, Yule). 1. Все цвета, составленные из компонентов цветового процесса, должны быть воспроизведены в тех же концентрациях этих компонентов, что и в оригинале. 2. Все цвета, имеющие одинаковую визуальную окраску, должны воспроизводиться одинаковой смесью трехцветных компонентов независимо от спектрального состава этих цветов. Первое требование определяет собой условия фотографической передачи. Для его удовлетворения нужно: а) чтобы серая шкала передавалась нейтрально-серой с правильной передачей тонов; б) исправленные с помощью масок цветоделенные негативы должны регистрировать только один из компонентов изображения. Это требование определяет эффективную спектральную чувствительность анализирующей - системы, задаваемую условием; в) эффективная спектральная чувствительность анализирующей системы должна быть линейным преобразованием смешения для синтезирующих первичных. Хотя несоблюдение условия в) может в некоторых случаях привести к неверной цветопередаче, гораздо более серьезные ошибки возникают при пренебрежении условиями а) и б), т. е. при отказе от применения масок. Юл разработал эмпирический метод проверки выполнения всех этих условий, дающий одновременно возможность определения контраста масок, потребных для коррекции негативов. Рис. 50. Испытательная таблица по юлу
Для применения метода Юла приготовляют с помощью красок или пигментов, применяемых в исследуемом процессе, цветную таблицу, состоящую из перекрывающих друг друга полос трех компонентов изображения, как показано на рис. 50, и получают цветоделенные негативы такой таблицы, применяя те же эмульсии, фильтры и освещение, что и для изучаемого процесса.
На каждом из этих негативов измеряют плотности цветных полей и полей серой шкалы. Для каждого из негативов строится характеристическая кривая, на абсциссах которой откладываются плотности серой шкалы оригинала, а на ординатах — плотности соответствующих мест негативов (рис. 51). С помощью такой характеристической кривой плотность любого цветного поля на негативе может быть выражена через плотности серой шкалы в виде так называемой „цветовой плотности" (не смешивать с „цветовой плотностью" по Мак-Адаму, определяемой колориметрически). Так например, если плотность красного поля на синем негативе была, положим, 0,4, то из характеристической кривой для этого негатива находим цветовую плотность этого поля, равную 0,93. Результаты таких измерений могут быть представлены графически (рис. 52а). Рис. 51. График для определения цветовой плотности по Юлу
Допустим для простоты, что серая шкала передана нейтрально-серой.
В оригинальной цветовой таблице каждый из компонентов изображения присутствует только в четырех из восьми цветных полей и притом в одинаковой концентрации. То же должно'быть, разумеется, и в репродукции. Это будет только в том случае, если для каждого из цвето-делящих фильтров четыре цветовые плотности будут высоки и равны между собой, а другие четыре — равны нулю. Из рис. 52, а) видно, что на зеленом негативе красное и пурпуровое поля имеют слишком малую цветовую плотность, а синее и зеленое — слишком высокую. Это означает, что на цветной репродукции концентрация пурпурового красителя (который печатается с зеленого негатива) будет слишком высока для синего и зеленого и слишком низка для красного. На рис. 52, в) показаны отклонения от правильных величин цветовых плотностей, полученные путем вычитания идеальных из действительных значений. Из этого рисунка видно, что для зеленого поля слишком велики красные и особенно зеленые плотности и что зеленые тона будут в этом случае мало насыщены и иметь пурпуровый оттенок. Для исправления этих ошибок в цветопередаче служит метод масок. Этот способ производит тройной эффект: 1) понижение контраста цветоделенного негатива. Поэтому негативы должны быть проявлены до более высокого контраста (примерно, до гамма = 1,2 —1,3); 2) увеличение общей плотности негатива; 3) изменение соотношения между плотностями различных цветов и плотностями серой шкалы, т. е. изменение цветовых плотностей. В этом и заключается смысл применения масок. Рис. 52. График цветопередачи по Юлу Дальнейшим развитием и усовершенствованием способа Юла является метод определения цветоделения, предложенный Н. Д. Нюбергом и практически применяемый в лабораториях Ленфильма и Главфотопрома. |