Фотоуслуги в Белгороде > Оценка цветопередачи для цветной печати > НЕКОТОРЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ
НЕКОТОРЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ |
При работе над цветной фотографией фотографу приходится сталкиваться с явлениями чисто субъективного порядка, обусловленными тем, что он, как правило, переходит к занятиям цветной фотографией лишь по достижении уже весьма высокой степени совершенства в черно-бело» фотографии. Однако даже существование первоклассных лабораторий, занимающихся цветным позитивным процессом, не может автоматически превратить первоклассного монохромного работника в первоклассного цветного фотографа. Действительно, большинство выдающихся монохромных работников обязано многими из своих успехов именно своему „монохроматическому" взгляду на природу — способности отвлекаться от многообразия ее цветов. Способность предвидеть эффект перевода красочного объекта в монохромный принципиально отлична от способности компоновать цвета. Только пониженной чувствительностью к цветам можно объяснить ранние попытки в области цветной фотографии многих выдающихся мастеров цветной композиции, в которых из всех цветов отсутствовали разве только инфракрасный и ультрафиолетовый. Стремление нагромоздить побольше ярких цветов является „детской болезнью', через которую неизбежно проходят почти все начинающие заниматься цветной фотографией. И лишь постепенно, длинным путем ошибок и неудач они приходят к основному эстетическому правилу: наиболее приятны те цветные фотографии, в которых цвет, как таковой, почти отсутствует. Немалым психологическим затруднением для начинающего „цветного фотографа" является сложная техника цветной фотографии, требующая для своего освоения довольно солидных теоретических знаний. В цветной фотографии (по крайней мере на настоящем этапе ее развития) совершенно необходимым условием успешной работы, в особенности серьезной творческой, является отчетливое представление смысла и значения каждой операции, трезвая оценка возможностей съемки в каждом отдельном случае и предвидение результатов. Это требует глубокого и серьезного знания теории и техники процесса. Наряду с этим умение учесть эстетическую сторону является не менее важным, поскольку речь идет в большинстве случаев о получении результата с определенной художественной значимостью. Комбинация в одном лице ученого с художником, которая была бы, конечно, идеальной для этих целей,—слишком редкое явление. Можно полагать, что Леонардо да-Винчи, если бы он жил в наше время, мог бы быть выдающимся цветным фотографом, если бы, конечно, он пред-лочел фотографию живописи. Самое большее, на что можно надеяться и к чему следует стремиться, это создать в этой области такую кооперацию между учеными и художниками, при которой существовало Оы взаимное понимание перспектив и трудностей, имеющихся у каждой из этих групп. Второй источник трудностей, часто дающий повод к утверждению, что „монохромная фотография лучше всякой цветной", кроется в том невыгодном по сравнению с черно-белой фотографией положении, в котором находится цветная. Для монохромной фотографии имеются психологические основания допустимости таких широких отклонений от правильной передачи тонов, которые совершенно немыслимы в цветной фотографии. Поскольку монохромная фотография передает все многообразие цветов природы в виде шкалы ахроматических серых тонов, при ее рассматривании -у нас не возникает искушения сравнивать ее с природой. Такое сравнение в действительности и невозможно, потому что тела природы всегда окрашены. Поэтому, не имея стандарта для сравнения, наш разум приучается воспринимать монохромную передачу как приятную или неприятную, а не как истинную или искаженную передачу светлот оригинала (разумеется, если это искажение не превышает известных, весьма широких пределов). Напротив, цветную фотографию, уже по той причине, что она цветная, мы вольно или невольно рассматриваем как более или менее удачную копию природы и с этой точки зрения ее и оцениваем. Если учесть к тому же, что степень различаемости цветовых оттенков гораздо выше, чем различаемость светлот, то требования к хорошему качеству цветной репродукции станут еще более суровыми. Наконец, третьим препятствием является техническое несовершенство приемов и способов цветной фотографии. Здесь мы имеем в виду не столько то несовершенство методов и пигментов, о котором речь шла неоднократно в предыдущих главах, а затруднения принципиального порядка, связанные с самим принципом механического воспроизведения цвета. В главе II мы уже видели, как художник-живописец может с помощью умелой трансформации цветов и надлежащего использования явлений контраста добиться получения тех эффектов освещения, которые он был бы бессилен получить другим путем. В этом отношении цветная фотография, будучи в конечном счете только механическим способом воспроизведения, почти бессильна. Тем большее художественное чутье и технические знания требуются от цветного фотографа, чтобы организовать снимаемую им натуру таким образом, чтобы добиться максимального эстетического эффекта только при правильной передаче без внесения дополнительных поправок. Здесь уместно было бы сказать несколько слов о той, так называемой „лубочности" цветов, в которо'й так часто упрекают цветную фотографию. Наиболее распространенное мнение о причине такой „лубочности" состоит в том, что полагают, будто ее возникновение вызывается повышенной по сравнению с натурой насыщенностью цветов. Однако, как мы уже знаем, при синтезе цвета происходит неизбежная, иногда довольно значительная потеря насыщенности. Кроме того, как раз наиболее лубочное впечатление производят цветные фотографии, выполненные с помощью устаревших несовершенных методов, в которых потеря насыщенности особенно значительна. Причину возникновения „лубочности" следует искать не в преувеличенной насыщенности цветов репродукции, а совсем в другом. Художественная ценность цветной композиции в громадном большинстве случаев зависит от наличия тонких переходных нюансов окраски, смягчающих слишком резкие переходы от цвета к цвету. В мало совершенных способах цветной фотографии эти нежные оттенки цветов не передаются и оставшиеся резко отграниченные, лишенные переходов цвета производят на наш глаз кричащее, безвкусное, „лубочное" впечатление. Следует также учитывать еще и то обстоятельство, что в условиях малых по сравнению с оригиналом размеров цветной фотографии все явления контраста сильно возрастают. |