Фотоуслуги в Белгороде > Растровые способы > КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ФИЛЬТРЫ. ТЕХНИКА СЪЕМКИ

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ФИЛЬТРЫ. ТЕХНИКА СЪЕМКИ


Фильтровые элементы любого растра играют роль ана­лизирующих фильтров обычной цветоделенной съемки. Поэтому необходимость компенсации неодинаковой чув­ствительности эмульсии к разным цветам и различной пропускаемости фильтров сохраняется и в растровых спо­собах.
Такая компенсация при цветоделенной съемке может быть осуществлена либо путем надлежащего выбора крат-ностей фильтра, либо предусмотрена устройством цвето-делящей камеры, либо, наконец, выполнена с помощью компенсационных фильтров.
При растровых методах речь может идти только о по­следнем способе.
Компенсационный фильтр, помещенный перед или позади объектива, должен обладать спектральным пропусканием, определяющимся спектральным составом освещения, про-пускаемостью растровых элементов и спектральной чувст­вительностью эмульсии. Такой фильтр должен удалять в надлежащей пропорции те лучи, которые в результате действия упомянутых выше факторов нарушали бы цвето­вой баланс.
Для различных типов освещения следует применять различные компенсационные фильтры Обычно считается, что набор из пяти компенсационных фильтров покрывает почти все возможные на практике условия освещения.
Большинство современных растровых материалов (Люмиколор, пленки Агфаколор, Дюфейколор) изготовлено таким образом, что не требует применения компенсацион­ного фильтра при съемках на среднем дневном свете, хотя при съемке отдаленных пейзажей следует пользоваться эскулиновым фильтром (Реттен № 2 А), срезающим ультра­фиолетовые лучи.
Для съемки на растровых пластинках или пленках го­дится любая камера с хорошим объективом. Так как экс­позиция в этом случае должна происходить через растро­вый слой, то пластинка (пленка) должна быть заряжена в кассету таким образом, чтобы ее стеклянная (целлуло­идная) сторона была обращена к объективу. Поэтому при наводке на фокус необходимо ввести соответствующую поправку.
Проще всего это сделать, перевернув матовое стекло гладкой стороной внутрь. Этот способ неприменим в слу­чае пленок, толщина которых несравнима с толщиной ма­тового стекла. Тут приходится изменять положение объек­тива, приближая его к чувствительной поверхности пленки.
Требуемое смещение объектива можно найти с доста­точной для практических целей точностью, исходя из того, что гиперфокальное расстояние d в случае применения перевернутой пленки с оптической толщиной b будет равно
 
d=f2/b
 
где f—фокусное расстояние объектива.
Для пленки Дюфейколор и объектива с f=50 мм d равно примерно 25 м. Это расстояние будет соответствовать уста­новке "на бесконечность" при съемках на растровой пленке.
Так как съемка проводится через подложку (стекло, целлулоид), эта сторона должна быть совершенно чистой и свободной от пыли.
Эмульсионный слой растровых пластинок и пленок очень нежен и требует поэтому осторожного и бережного обра­щения как при зарядке, так и при последующих операциях. В большинстве случаев эмульсионный слой защищается тонким листком черного картона, упакованного вместе с пластинками. При зарядке в кассету этот листок предо­храняет эмульсионный слой от повреждения кассетными пружинами.
Очень малая широта растровых материалов требует особенно точного определения выдержки. Точность, да­ваемая обычными фотоэлектрическими экспонометрами,
рассчитанными, как правило, на более чувствительные слои, оказывается в этом случае не вполне достаточной. Прихо­дится прибегать к дополнительной калибровке экспоно­метра, подбирая опытным путем выдержку для одной опре­деленной силы света и пользуясь в дальнейшем экспоно­метром только для относительных определений. В силу этих же причин не следует особенно полагаться на значе­ния скоростей затвора и обязательно его проверять.