Фотоуслуги в Белгороде > Растровые способы > ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ШИРОТУ ЭМУЛЬСИИ ДЛЯ РАСТРОВЫХ СПОСОБОВ
ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ШИРОТУ ЭМУЛЬСИИ ДЛЯ РАСТРОВЫХ СПОСОБОВ |
Для успешного обращения необходимо, чтобы при первом проявлении все экспонированнбе бромистое серебро было полностью проявлено. В противном случае оставшееся в этих местах (светлых на позитиве) бромистое серебро восстановится при втором проявлении и даст вуаль. Для того чтобы обеспечить такое полное проявление, эмульсионный слой должен быть очень тонок.
Необходимость тонких слоев диктуется еще и другим обстоятельством, общим также и для тех способов, в которых цветоделение происходит в трех неразрывно связанных друг с другом слоях (субтрактивное цветоделение). Контраст фотографического изображения зависит, при прочих равных условиях, от окраски света, которым оно вызвано. Поэтому синие цветоделенные негативы, как правило, имеют меньший контраст, в силу чего их требуется проявлять несколько дольше, чем остальные два. При растровых способах мы не имеем возможности компенсировать это уменьшение контраста изображения под синими зернами растра путем увеличения времени проявления. Однако это влияние окраски света на гамму, зависящее от различной глубины проникновения разных лучей в эмульсию, сильно уменьшается при тонких эмульсионных слоях (Спенсер). Поэтому применение тонких эмульсионных слоев при растровых методах облегчает получение правильного цветового баланса. Чтобы обеспечить достаточно большие плотности и контраст для такого тонкого слоя, эмульсия должна бьЛъ богата серебром, а серебро должно выделяться в таком виде, чтобы обладать большой кроющей способностью. Однако в этом отношении не следует итти слишком далеко, так как в противном случае при втором проявлении, которое у растровых пластинок должно итти до конца, трудно получить чистые света. Для облегчения этого прибегают к специальному составу проявителя. Незначительная толщина эмульсионного слоя растровых пластинок влечет за собой неизбежное уменьшение широты. Рис. 112. Зависимость передачи тонов от выдержки при обращении Мы уже неоднократно указывали, что широта экспозиции в цветной фотографии значительно меньше, чем в монохромной. Еще в большей степени это имеет место для тех процессов, в которых используется обращение негатива, как например в растровых. В этом случае, помимо особенностей, вызываемых самим процессом обращения, следует учитывать, что мы лишены возможности корректировать ошибки в негативе таким способом, как это делается при позитивной печати путем изменения времени выдержки, условий проявления и т. п. Широта при процессах обращения лимитируется тем обстоятельством, что после удаления негативного изображения путем растворения серебра должно остаться количество бромистого серебра, как раз необходимое для позитива. На рис. 112 схематически показана репродукция пяти-ступенной серой шкалы с помощью процесса обращения. Как видно из этой схемы, передержки приводят к слабым позитивам с „пустыми" светами, а недодержки — к плотным позитивам с забитыми светами и слишком густыми „заваленными" тенями. При нормальной экспозиции только самые яркие света свободны от металлического серебра. Помимо этого растровые материалы, как и многослойные, обладают очень малой толщиной светочувствительного слоя. Поэтому правильно передаваемый интервал яркостей для этих материалов сильно ограничен, что заставляет избегать объектов с сильными контрастами. Исходя из этих соображений, определение экспозиции в этих случах должно исходить из несколько иных соображений, чем в монохромной работе. В монохромном процессе света всегда можно получить с нужной яркостью изменением времени печати или соответствующим выбором бумаги. В процессах обращения мы лишены промежуточной ступени— позитивного процесса, с помощью которого мы можем коррегировать недостатки негатива. В этом случае мы фактически получаем непосредственно позитив. В силу всех этих обстоятельств правильное определение выдержки при растровых способах является самой существенной частью всех операций. Сама обработка растровых материалов и получение готового цветного изображения очень просты и главная трудность лежит именно в установлении правильной выдержки. |