Фотоуслуги в Белгороде > Растровые способы > ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ШИРОТУ ЭМУЛЬСИИ ДЛЯ РАСТРОВЫХ СПОСОБОВ

ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ШИРОТУ ЭМУЛЬСИИ ДЛЯ РАСТРОВЫХ СПОСОБОВ


Для успешного обращения необходимо, чтобы при пер­вом проявлении все экспонированнбе бромистое серебро было полностью проявлено. В противном случае остав­шееся в этих местах (светлых на позитиве) бромистое серебро восстановится при втором проявлении и даст вуаль. Для того чтобы обеспечить такое полное проявление, эмульсионный слой должен быть очень тонок.
Необходимость тонких слоев диктуется еще и другим обстоятельством, общим также и для тех способов, в кото­рых цветоделение происходит в трех неразрывно связан­ных друг с другом слоях (субтрактивное цветоделение).
Контраст фотографического изображения зависит, при прочих равных условиях, от окраски света, которым оно вызвано. Поэтому синие цветоделенные негативы, как пра­вило, имеют меньший контраст, в силу чего их требуется проявлять несколько дольше, чем остальные два.
При растровых способах мы не имеем возможности ком­пенсировать это уменьшение контраста изображения под си­ними зернами растра путем увеличения времени проявления.
Однако это влияние окраски света на гамму, зависящее от различной глубины проникновения разных лучей в эмуль­сию, сильно уменьшается при тонких эмульсионных слоях (Спенсер). Поэтому применение тонких эмульсионных слоев при растровых методах облегчает получение правильного цветового баланса.
Чтобы обеспечить достаточно большие плотности и контраст для такого тонкого слоя, эмульсия должна бьЛъ богата серебром, а серебро должно выделяться в таком виде, чтобы обладать большой кроющей способностью.
Однако в этом отношении не следует итти слишком далеко, так как в противном случае при втором проявлении, которое у растровых пластинок должно итти до конца, трудно получить чистые света. Для облегчения этого при­бегают к специальному составу проявителя.
Незначительная толщина эмульсионного слоя растровых пластинок влечет за собой неизбежное уменьшение широты.
 
Зависимость передачи тонов от выдержки при обращении

Рис. 112. Зависимость передачи тонов от выдержки при обращении

Мы уже неоднократно указывали, что широта экспозиции в цветной фотографии значительно меньше, чем в моно­хромной. Еще в большей степени это имеет место для тех процессов, в которых используется обращение негатива, как например в растровых. В этом случае, помимо особен­ностей, вызываемых самим процессом обращения, следует учитывать, что мы лишены возможности корректировать ошибки в негативе таким способом, как это делается при позитивной печати путем изменения времени выдержки, условий проявления и т. п.
Широта при процессах обращения лимитируется тем обстоятельством, что после удаления негативного изображе­ния путем растворения серебра должно остаться количество бромистого серебра, как раз необходимое для позитива.
На рис. 112 схематически показана репродукция пяти-ступенной серой шкалы с помощью процесса обращения. Как видно из этой схемы, передержки приводят к слабым позитивам с „пустыми" светами, а недодержки — к плотным позитивам с забитыми светами и слишком густыми „зава­ленными" тенями. При нормальной экспозиции только самые яркие света свободны от металлического серебра.
Помимо этого растровые материалы, как и многослой­ные, обладают очень малой толщиной светочувствительного слоя.
Поэтому правильно передаваемый интервал яркостей для этих материалов сильно ограничен, что заставляет избегать объектов с сильными контрастами.
Исходя из этих соображений, определение экспозиции в этих случах должно исходить из несколько иных сообра­жений, чем в монохромной работе.
В монохромном процессе света всегда можно получить с нужной яркостью изменением времени печати или соот­ветствующим выбором бумаги.
В процессах обращения мы лишены промежуточной сту­пени— позитивного процесса, с помощью которого мы мо­жем коррегировать недостатки негатива. В этом случае мы фактически получаем непосредственно позитив.
В силу всех этих обстоятельств правильное определе­ние выдержки при растровых способах является самой существенной частью всех операций. Сама обработка растро­вых материалов и получение готового цветного изображе­ния очень просты и главная трудность лежит именно в установлении правильной выдержки.