Фотоуслуги в Белгороде > Нестандартные способы позитивной фотопечати > Фотосепия и фотосангвина

Фотосепия и фотосангвина


Для изготовления фотосепии рекомендовалось использовать листы бумаги форматом 18x24 и 13x18 и отмечалось, что особенно хороши пейзажи, изготовлен­ные этим способом. Фото-сангвину рекомендовали для исполнения портретов, ко­пий с офортов, пейзажей, а также снимков памятников и архитектуры.
Для фотосепии готовился 40% раствор гуммиарабика ( 40 г порошка гум­миарабика на 100 мл воды), для чего гуммиарабик размачивался в теплой воде и рапускался в водяной бане и фильтровался через кисею, если раствор содержал какие-либо примеси.
Далее готовился 10% раствор бихромата калия (10 г бихромата на 100 мл воды) при умеренном его подогревании.
При неактиничном освещении смешивали равные объемы растворов гум­миарабика и хромовой соли с акварельной краской из тюбика нужного цвета из расчета: около 1 г краски на 20 г раствора. Такой раствор долго не хранился.
15 куб. см раствора бихромата с 15 куб. см гуммиарабикового раствора было достаточно для покрытия до 10 листов бумаги формата 18x24. Смесь реко­мендовалось готовить за 24 часа до употребления.
Для этого процесса лучше всего было брать любую, хорошо проклеенную бумагу, для того чтобы к ней плотно прилегал негатив, с несколько глянцевой поверхностью, например для работы акварелью или тушью, чтобы раствор крыл лист, а не проникал в бумагу. Предпочтение отдавалось мелкозернистой бумаге, хотя все зависело от замысла художника.
Из красок брали акварельную сепию, охру, либо графит для получения ка­рандашного рисунка, а также китайскую тушь высокого качества. К сепии для теплоты тона рекомендовалось добавлять охру в соотношении!:8 или 1:4. Для сангвины- бурокрасную краску с сепией, к красной охре примешивать синюю краску. Китайская тушь, густо разведенная в воде в виде сиропа, давала лучшие результаты.
Работая мягкой кистью по всей плоскости листа бумаги и во всех направле­ниях при неактиничном освещении, лист покрывали раствором, затем сушили в
темноте. Считалось, что для работы лучше пользоваться бумагами, приготовлен­ным заранее за 2-3 дня.
Экспозицию производили через негатив средней плотности и контраста рас­сеянным дневным светом, летом в течение 30 минут, зимой до 24 часов. На сол­нечном свете летом печатали в течение 10 минут и в течение одного часа зимой.
Проявление отпечатка производили в этот же день (после воздействия света процесс разложения бихромата еще некоторое время продолжался) при помощи мягких и жестких кистей, при полном, но не очень ярком свете, в кювете с водой около 30°С.
Для этого отпечаток на непродолжительное время окунался в воду, закреп­лялся зажимами на листе стекла и проявлялся путем полива водой на нужный уча­сток, работой по отпечатку губкой, либо поливом воды через воронку. При прояв­лении также применялась смесь воды с древесными опилками.
Готовый отпечаток промывался, сушился, ретушировался и натирался вос­ком, разведенном в скипидаре. Последняя операция придавала рисунку большую законченность отделки.
В отдельных изданиях предлагалось в гуммиарабиковый слой вводить до­бавки желатины, крахмала, рыбного клея, декстрина или альбумина (отстоявшего­ся белка куриных яиц), что давало более чистые отпечатки. Положительные ре­зультаты достигались заменой гуммиарабика альбумином, что считалось лучшим по сравнению с использованием гуммиарабика. Прибавление к раствору некоторого количества крахмала придавало отпечатку и слою матово-бархатистую структуру.
Спирт и более высокая температура сушки слоя позволяли получить более сочные отпечатки в тенях, с чистыми светами.
В гуммиарабиковом процессе рекомендовалось готовить более тонкие слои, не допускать перепечатывания.
Гуммиарабиковую бумагу предлагалось очувствлять в ванне из 30-40 г. би­хромата калия на 1000 мл. воды с прибавлением аммиака или раствора крепкого поташа, до приобретения лакмусовой бумагой синего оттенка. При печати с кон­трастных негативов количество бихромата калия рекомендовали увеличить до 50 г, при вялых- до 10 г.
Для больших форматов, например 50x60, рекомендовалось брать от 1,5 до 2 г сухой краски, от 6-до 8 г 4% раствора гуммиарабика. Все это хорошо смешать путем растирания и разбавить 15-25 куб. см раствора бихромата калия, пока не ста­нет очевидным, что раствор готов для покрытия.
Качество гуммиарабиковой бумаги без хромовой соли, а также бумаги с хромовой солью, но не подверженной свету, проверялось ее размачиванием в воде 20°С. Так, если через 30 минут слой с краской без всякого труда сходил с бумаги, она считалась готовой для дальнейшей работы.
Считалось, что при проявлении самые сильные света должны проявиться на слое через 30 минут с момента погружения в холодную воду (основное правило), если этого не происходило, то температуру воды несколько повышали. Недопеча­тывание слоя под светом приводило к его полному отделению от бумаги.
Проявление слоя предлагалось вести водяной пылью из пульвелизатора и время от времени ополаскивать отпечаток холодной водой.
Для заблаговременного приготовления гумми краски предлагалось смешать краску и гуммиарабик с необходимым количеством воды, растереть ее в ступе до пастообразного состояния и в таком виде хранить, налив в плотно закрытом сосу­де. Для употребления пасту смешать с бихроматом калия, причем для этой цели иметь две краски. Одну с высокой пропорцией гумми краски, другой с низкой. После этого вести комбинированную печать с двойным покрытием бумаги крася­щим слоем в соединении слабого и сильного цветов.
Для создания двух и много тоновых, а также красочных ("трехцветного пе­чатания") гуммиарабиковых отпечатков предлагалось вторично отпечаток покрыть более слабым раствором и повторить весь процесс.