Фотоуслуги в Белгороде > Нестандартные способы позитивной фотопечати > Фототипия

Фототипия


Процесс фототипии основан на свойстве хромированного желатина, под­вергнутого инсоляции, терять способность впитывать в себя холодную воду и сле­довательно быть невосприимчивым к жирной краски в местах, где слой оказался не задубленным. Процесс, в принципе, схож с масляным процессом. Главное отли­чие состоит в способе подготовки желатиновой матрицы для печати краской и тех­нике печати.
Матрица для печати изготавливается на бумаге, стекле, пленке и других основах, не пропускающих с обратной стороны воду.
В описываемом процессе большое внимание уделялось подготовке основы, на которую будет наносится светочувствительный желатиновый слой.
Так, лист стекла с отшлифованными краями тщательно промывался в воде с примесью едкого натра, обмывался чистой водой и после спиртом. Стекло можно очистить и обезжирить любым другим способом, например путем натирания листа смесью мела и питьевой соды. Гладкие стеклянные пластины отмываются в ще­лочном растворе, промываются и обрабатываются крепким аммиаком. После этого обтираются пастой из порошка мела с водой. Чистота поверхности проверялась путем полива на стекло воды, которая должна стекать с него равномерно и без под­теков.
Было установлено, что применение в фототипии в качестве основы стекол с легкой матовой поверхностью придает пластине и матрице более мелкое зерно. Шлифовку поверхности стекла, например, можно производить тампоном круговы­ми движениями с тестообразным раствором наждачного порошка. Чем дольше стекло обрабатывается этой массой, тем мельче получится зерно, после этого стек­ло промыть и высушить, облить соляной кислотой и протереть, смыть водой. По­сле шлифовки следует тщательная промывка и просушка стекла.
Старый слой желатины, оставшийся после работы на стекле, снимался крепким растворе кальцинированной соды.
Готовят раствор для подслоя, необходимого для лучшего сцепления с хро­мированным желатином, состоящий из 8 частей отстоявшегося взбитого яичного белка (должен иметь щелочную реакцию), 10 частей дистиллированной воды и 4-5 частей жидкого растворимого стекла (силикатного клея). В других описаниях пред­лагалось обезжиренный лист стекла для сцепления с желатиновым слоем обливать растворимым стеклом, часть из которого вымывать водой, после чего часть рас­твора остается на стекле в виде зерна.
Приготовленный раствор фильтруют через фильтровальную бумагу, пред­варительно размоченную в воде, избегая образования в растворе воздушных пу­зырьков. Раствор фильтруют дважды, причем последующее фильтрование идет го­раздо быстрее.
Для подслоя можно готовить и раствор из 30 г жидкого растворимого стек­ла, 250 г не темного пива и 3 г едкого натра. Указанные растворы долго не хра­нятся и употребляются по приготовлении.
Раствор для полслоя поливают на нивелированное по уровню стекло. При­способлением, в виде охотничьего лука, разравнивают его на стекле и сливают с угла образовавшийся избыток. Стекло с подслоем в горизонтальном положении в течение 30 минут сушат при температуре 30-35°С и даже доводя температуру до 45°С высушить.
Стекло с подслоем промывают слабой струей воды комнатной температуры, при этом органические соединения из подслоя вымываются и на стекле остается опаловый слой. Если жидкое стекло было взято густоватым, то на стекле останется белый, непригодный для дальнейшей работы слой, требующий переделки.
Стекло с подслоем можно готовить впрок, но хранить его надо осторожно и оберегая от попадания пыли и царапин. Следы жидкого стекла при необходимости легко удаляются горячим раствором щелочи.
Далее на подготовленное стекло с подслоем поливают раствор смеси двух рабочих раствора из 80 весовых частей воды, 10 частей желатина и 1 части бихромата калия с 20 частями воды. Растворы готовят и смешивают в водяной бане при температуре не более 50°С. Количество воды в этом растворе не имеет значения, но лучше его готовить в соотношении желатина и воды- 1 : 12.
Применение в растворе бихромат аммония заметно повысит светочувстви­тельность слоя. Его лучше применять в печати при недостаточной освещенности.
Рекомендуется и другой рецепт светочувствительного раствора желатины.
Желатины    50г
Воды дистиллированной    600 мл
Бихромат аммония 10, или бихромат калия     10 г
Хромовых квасцов     0,5 г
Для уменьшения контрастности слоя берется меньшее количество хромо­вой соли.
Этот раствор готовится так:
Желатину предварительно на 2 часа замачивают в холодной воде и распус­кают раствор в водяной бане.
Фильтруют в горячем состоянии в шкафу при 40-50°С. К расплаву прибав­ляют хромовую соль в порошке, размешивают до полного растворения и маленьки­ми порциями приливают растворенные в воде хромовые квасцы. Они в раствор до­бавляется для "формирования зерна, контрастности и чистоты печатания". Раствор в горячем виде фильтруется через ткань либо фетр.
Перед поливом пластинку нагревают до 50°С. Толстый слой хромирован­ной желатины при печати даст более светлые отпечатки, но его придется дольше копировать под сетом, тонкий слой- наоборот.
Полив слоя ведется подобно работе с нанесением подслоя. Раствор, политый на стекло, равномерно распределяется быстрыми наклонами стекла в разные сто­роны. При распределении раствора стекло держат над белой бумагой и о равно­мерности полива судят по густоте цвета.
Пластину 2 часа сушат в темном помещении при температуре 50-60°С. Слой приобретает светочувствительность в процессе сушки.
О готовности и качестве слоя, а также удачном поливе свидетельствует его ровная матовая, несколько блестящая поверхность и ее желтый цвет.
Политые пластины хранят в сухом помещении, так как в сыром и холодном месте слой становится коричневым и твердым и считается непригодным для рабо­ты.
При изготовлении пластин следует помнить, что надо на всех этапах работы надо бороться с образованием в растворах и слое воздушных пузырьков и попада­нием пыли, которые при печати будут воспроизведены черными точками.
Для печати лучше использовать пластины, приготовленные заранее от 2 до 10 дней.
Инсоляцию (копирование) желатинового слоя производят в фотографиче­ской рамке через сочный, чистый, гармоничный обратный и насыщенный негатив.
Для копирования используют рассеянный дневной свет. Избегают попадания прямого солнечного освещения. Если копирование ведется на солнце или при слишком ярком свете, то необходимо вращать фото рамку, чтобы не были скопи­рованы соринки, попавшие на негатив или стекло либо рамку при печати прикры­вают белой шелковой бумагой.
При печати края матрицы прикрывают рамкой из черной бумаги, чтобы они после засветки не принимали краску. Копирование ведется до появления на слое изображения, при этом если на слое уже становятся видны хотя бы светлые места изображения (небо, платье, и т.д.), то копирование прекращается. Рисунок видимый со стороны оборота стекла считался лучшим признаком точного определения го­товности копии и окончания времени печати.
При копировании можно применять различные растушевки и маски с резан­ными краями, чем чаще зубчики, тем ровнее получатся растушевки. "Для портретов рекомендуется применять маски грушевидной формы с вырезанным ребристым концом, причем к лицу верхней- узкой частью. Для пейзажей применять верх овальный, а низ прямой".
Печать с резких и контрастных негативов, при весьма сильном освещении и на солнце рекомендовалось вести через папиросную бумагу и с вращением фото­графической рамки, а слишком монотонные негативы с папиросной бумагой на рассеянном свету.
После этого, закрыв черной бумагой лицевую сторону матрицы, в течение 2-3 минут (в отдельных описаниях до 15 мин) производят инсоляцию оборотной стороны матрицы для ее укрепления и полного сцепления с подслоем. На глазах цвет матрицы станет меняться и приобретет бледно-коричневый цвет, тут же инсо­ляцию прекращают. При инсоляции оборота.
Инсолированную матрицу тут же при неактиничном освещении промывают в воде до 20°С в течение 2-3 часов до вымывания из слоя хромовой соли, которая будет в тенях слабо желтая, в светах белая, аккуратно промокая тампоном, сни­мают излишки влаги, сушат при температуре 20°С и хранят до 10-12 и более дней.
Слой при сушке может крошиться от очень высокой температуры либо при плохой вентиляции приобретать волнистую поверхность.
Перед печатью краской, если матрица была сухой, она предварительно раз­мачивается в холодной воде в течении 15-20 минут, после этого для вызывания на слое зерна ("созревания желатиновых сосочков"), матрицу обрабатывают там­поном, обильно смоченным в корешковом растворе, составленном из:
Глицерин    500 частей по весу
Вода.................... ...300 частей
Поваренная соль     15 частей, или
Вода    300 мл
Глицерин    600 мл
Гипосульфит     18 г
Этот процесс получил также получил название "травление корешка".
Если перед печатью матрица не подвергалась сушке, то указанными рас­творами она напитывается в течение 30 минут и 2 часа, если матрица высушива­лась.
Чем больше времени ведется пропитка матрицы, тем контрастнее должны с нее получиться отпечатки на бумаге.
Накатка на матрицу слоя краски и последующая печать на бумагу произво­дится после удаления с матрицы излишков корешкового раствора.
При печати литографской краской используются валики с поверхностями из отшлифованной гладкой кожи без шва- для растирания краски на стекле и ли­той желатиновый валик- для нанесения на матрицу краски и проявления на ней полутонов.
Отдельно говорилось о приготовлении желатиновых валиков, которых в фо­тотипии должно быть два: один для накатки краски, второй для ее снятия с матри­цы. Так, рекомендовалось приготовить расплав желатина консистенции густотой патоки с добавкой для прочности квасцов и залить им подогретую до 40°С метал­лическую форму, составленную из двух металлических труб разного диаметра, вставленных одна в другую и, образующих необходимое для заполнения распла­вом пространство шириной от 1 до 4 мм. Внутренняя, отполированная поверх­ность внешней трубы предварительно смазывается тончайшим слоем вазелинового масла. Труба меньшего диаметра служит основой валика и имеет все необходимое для монтирования на ней рукоятки.
Такие валики рекомендовалось хранить в холодном помещении, избегать их соприкосновения с твердыми предметами и для придания им мягкости обрабаты­вать корешковым раствором (о приготовлении сказано ниже).
Вначале литографскую краску разжижают до густоты коровьего масла и ко­жаным валиком раскатывают ее на стекле до матового глянца (что бы валик при движении по ней не приставал к красочному слою).
На середину матрицы наносят немного 10% раствора глицерина и пальцем распределяют его по всей поверхности.
Набрав желатиновым валиком краску, растертую на стекле, ее медленным, с нажимом, безостановочным движением валика переносят на матрицу сплошным слоем. Очищают валик и быстрым, легким движением валика, снимают с матри­цы накатанную краску, выявляя полутона и тени. При работе с валиком, во избе­жание образования на изображении черных, не поддающихся исправлению линий, всегда следует избегать остановки валика на матрице.
Краска с валиков снимается тампоном, смоченным в керосине либо скипи­даре.
Черная краска в смеси с синей или кармином применяются для передачи полутонов. Гравюрный тон готовят, смешивая черную и синюю краски. Широко применяются смеси из черной, лиловой или красной краски.
При печати первым слоем всегда наносится черная краска, вторым слоем черная с прибавлением краски другого цвета.
Если краска изначально плохо ложится на матрицу, то скорее всего слой недопечатан. В этом случае положение можно исправить смачиванием матрицы 5% раствором хромовых квасцов и дальнейшей накаткой на него краски. Переэкс-понированая матрица принимает краску густым, сплошным слоем, что можно исправить смачиванием матрицы 15% раствором глицерина.
Для печати рекомендуется применять мелованную бумагу либо глянце­вую.
На форму с выявленным красочным изображением, при необходимости на­кладывается маска (рамка), изготовленная из вощеной бумаги, затем лист бумаги, который слегка притирается к матрице ладонью. Все это помещается под мат из не очень плотной резины и помещается под пресс на 2-3 минуты, после чего бума­га с красочным изображением за край осторожно снимается с формы. Применение при печати мягких подушек обеспечивает плотный контакт бумаги с формой.
После изготовления с матрицы 15-20 отпечатков, слой напитывается глице­рином с гипосульфитом и печать продолжается. Перед пропиткой слоя краска с него осторожно снимается тампоном, смоченным в керосине или скипидаре. Про­питка слоя ведется в течение 1 часа в растворе:
Глицерин    200 мл
5% раствор гипосульфита    100 мл
После пропитки слой следует осторожно промокнуть тканью, наложить на него 2-3 листа гладкой тонкой слабопроклеенной бумаги, притереть ладонью и снять бумагу.
Для длительного хранения матрицу промывают в растворе:
Воды    500 мл.
Глицерина     150 мл.
Алкоголя 40 град    23 мл.
калиевые квасцы     1 г.
Вуаль с матрицы убирают раствором 50 г квасцов в 500 мл воды.
Отмечалось, что на слоях малой толщины выявляется максимальная свето­чувствительность. При изготовлении слоев предпочтение отдавалось 2% раство­рам бихромата калия и 1,8% бихромата аммония и отмечалось, что меньшая кон­центрация хромовой соли, даст больший контраст изображению. Для повышения светочувствительности слоя в него вместе с бихроматом калия вводился и би-хромат аммония. Сушку слоя рекомендовалось вести при температуре 48-50° С., а рельеф на матрице вызывать и увлажнять при печати в течении 40-60 минут гли­церином, разбавленным водой в соотношении 2:1.
Подслой предлагалось готовить из смеси 100-200 мл пива, 12-16 мл жид­кого стекла. Пиву давали предварительно отстояться, вливали в него жидкое стек­ло, смешивали и фильтровали через 2 слоя ткани, после чего производили полив на обезжиренное стекло и сушку.
Хромированный желатиновый раствор, наносимый на подслой готовился в растворах:
Вода    1000мл    1000мл
Желатин    80 г    100 г
Бихромата калия    16 г    20 г
Аммиак    8 мл
Квасцы хромовые    4-5 г
Желатину после набухания промывали в холодной воде 2-3 раза, а готовый желатиновый раствор в горячем виде фильтровали, после чего наносили на стекло с подслоем.
После экспонирования инсолированная матрица в течение 30 минут про­мывалась в проточной воде с температурой 20°С до отсутствия в слое всякой жел­той окраски, вплоть до оставления матрицы в воде на ночь.
Смягчающие ванны готовились из растворов:
Вода    300    300         100 мл
Глицерин    600    600         100 мл
Гипосульфит    18 г
Аммиак    30 г         10 мл
Поваренная соль    30 г
В этих растворах матрица размачивается около 10 минут.
Другое описание фототипного процесса.
На подготовленное стекло, промытое водой и обезжиренное щелочью нано­сится подслой:
Вода    50мл
Пиво    50 мл
Жидкое натровое стекло     10 мл
Раствор фильтруется и поливается на стекло, сушится при 25°С. и после промывается в воде.
Далее на сухую поверхность оставшегося подслоя производится полив хро­мированного желатина, приготовленного следующим образом.
7 гр желатина дают разбухнуть в 100-200 мл воды, после чего воду сливают и заменяют ее еще 100-200 мл и так два раза. Затем к желатину подливают 100 мл воды (готовят 7% раствор) и распускают его в водяной бане, прибавляют к распла­ву 1,5 г бихромата аммония, растворяют его, в горячем состоянии фильтруют смесь
и поливают ею  прогретое до 50°С  очищенное стекло. Сушку слоя производят при температуре 35°С в течение 3 часов.
Форму копируют через негатив, промывают в холодной воде до полного удаления желтой хролмовой окраски и сушат. Для работы матрицу размачивают в течение 1-2 часа в растворе из 300 мл воды и 700 мл глицерина, излишки раствора снимают с формы чистой стиранной тканью. На форму накатывают жирную краску и производят печать.
Для получения цветных фототипий готовят три матрицы, изолированные через негативы, снятые фотографической камерой с применением фиолетового, зеленого и желто-оранжевого фильтров. Матрицы соответственно закатываются желтой, красной и синей краской и печать на бумагу с них ведется последова­тельно, после некоторой просушки каждого слоя, путем совмещения изображений.
Для окончательной обработки фототипий в малых количествах применяют скипидар, тонирование же одноцветных отпечатков ведут акварельными красками. Хорошо смотрятся фототипные отпечатки, покрытые бесцветным лаком.
В издании "Художественная фотография и графические искусства" за 1904 год описывается "Печатание фототипий на типографских машинах на цинковых досках".
Светочувствительная эмульсия готовится из 240 мл дистиллированной воды и 30 г средней желатины.
Расплав готовят в водяной бане при температуре 45°С, после чего к расплаву прибавляют 8 г бихромата калия, растворенного в 120 мл дистиллированной воды и 3 капли 10% раствора хромовых квасцов. Раствор фильтруется и равномерно раз­ливается по цинковым пластинам ("доскам") из расчета 30 мл расплава на формат 26x31 см.
Сушка слоя ведется при температуре от 45 до 65°С в течение 3-4 часов. Го­товые пластины хранятся в темноте, после копирования, хорошо промываются и сушатся. Перед печатью обрабатываются корешковой смесью. Отмечено, что "по­сле каждого увлажнения такой матрицы, без ущерба качеству, можно получить до 200 копий, а с прибавлением раствора аммиака и более".
Предлагался и упрощенный способ фототипии, с матрицы, изготовленной непосредственно на негативе, с применением хлорного железа и виннокаменной кислоты.
Так, хорошо промытый негатив клали в ванну из растворов:
А) Хлорное железо    3 г
Вода     10 мл
Б) Виннокаменная кислота     1 г
Вода     10мл
Растворы А и Б смешивались с 100 мл воды (в темных сосудах смесь мо­жет хранится до нескольких месяцев, а отдельно А и Б "безгранично долго") До­пускается варирование концентрации хлорного железа и температуры.
Негатив, помещали в рабочий раствор и при неактиничном свете обработку прекращали чуть раньше, чем негатив побелеет совершенно, тщательно промывали
до исчезновения окраски. Сушили в темноте, если не намеревались тут же печа­тать.
Краску на матрицу накатывали желатиновым валиком или наносили ки­стью, что давало большой простор для автора. Если краска плохо ложилась, то она считалась очень густой, если наоборот, то слишком жидкой. Печатать на бумагу вели под прессом с применением канта из вощеной бумаги.
Встречаются описания фототипии со стеклянных бромосеребряных пла­стинок, очувствленных при неактиничном освещении в течение 3 минут в 3% растворе бихромата калия или 4% растворе бихромата аммония, высушенных и изолированных через обращенный негатив.
Рекомендовалось после инсоляции пластинку тщательно промыть в холод­ной воде, отфиксировать в 20% растворе гипосульфита, вновь промыть и высу­шить.
Для пластинке свойств матрицы положить ее в смесь воды и глицерина в пропорции 1:1 с 5 % раствором чистого спирта. Печать краской вести положив пластину с увлажненным листом бумаги в середину толстой книги под прессом. Отмечалось, что таким образом можно изготовить до 50-70 оттисков.