Фотоуслуги в Белгороде > Нестандартные способы позитивной фотопечати > Несколько советов к бромомасляному процессу.

Несколько советов к бромомасляному процессу.


1.Bo всех процессах главным условием работы является качественная и полная промывка слоя, вымывание из слоев химических веществ, особенно солей хрома и кислых основ. "Все перечисленные процессы продолжительны по времени-медленны и спешка здесь неуместна".
Очувствленный желатиновый слой в бромомасляном и других процессах, после экспонирования должен быть тщательно промыт в холодной воде от следов хромовой соли. Об этом будет свидетельствовать отсутствие в нем желтой окра­ски. От времени промывки в холодной воде инсолированного желатинового слоя его свойства и качество рабты не меняется. Слой в темноте тщательно промывает­ся сразу же после инсоляции до белого или прозрачного слоя хромированной же­латины.
2.    Для проклейки бумаги в бромомасляном процессе применяется расплав желатина, приготовленный из
5 г основного вещества, 2-3 мл 3% раствора хромовых квасцов и 100 мл воды. Рас­плав готовится в водяной бане с температурой до 40° С. Гладкая, плотная бумаги проклеиваются один раз, грубые, зернистые два-три раза.
Инсоляция- экспонирование очувствленного желатинового слоя через не­гатив ведется рассеянным дневным светом до появления первых следов изображе­ния на бледно-желтовато-коричневом фоне.
Краску, применяемую в бромомасляном процессе следует разводить чис­тым керосином. Если краска плохо пристает к рельефу на матрице, то к ней добав­ляют еще немного керосина.
Вокруг бромомасляного отпечатка хорошо смотрится белый кант, кото­рый делается чернильной резинкой по сухому слою краски.
Перенос краски (печать) с желатиновой матрицы на постоянную основу в бромомасляном и других процессах, при отсутствии пресса, исполняется при по­мощи столовой ложки. На оборотную сторону матрицы, обработанной краской, настилают пергамент, матрицу накладывают на переносной лист и притирают его столовой ложкой.
Для бромомасляной печати особенно пригодна литографская краска, со­стоящая из хорошая ламповой копоти, растертой на камне с олифой для живопи­си. Для воспроизведения глубоких теней к краске прибавляется немного берлинской лазури. Фотохудожники предлагали масляную краску смешивать с такой же сухой краской и разводить ее олифой для живописи. Считалось, что получаемая краска по качеству не уступает лучшим сортам типографской краски.
Для ускорения сушки бромомасляного отпечатка рекомендовалось опус­тить его на 2 минуты в кювету с чистым бензином или эфиром. Отпечаток будет готов через 2-3 часа и иметь совершенно матовую поверхность, но несколько хруп­кую. 9.
Перед нанесением масляной краски на   матрицу рекомендуют погрузить ее на несколько минут в 5% раствор серной кислоты, хорошо промыть и положить в воду с температурой 25° С для вызывания рельефа. Это даст "высокий рельеф и обеспечит чистоту последующей работы".
10.    Бумагу перед покрытием желатиновым раствором следует опустить в ки­пяток, убрать образовавшиеся на ней воздушные пузырьки. Излишки воды снять пропускной бумагой после чего равномерно покрыть раствором из 64 г желатины на 800 куб. см воды с прибавкой небольшого количества квасцов или формалина и на 3 минуты прикатать к чистому, сухому обезжиренному стеклу. После просушки бумага легко отделится от стекла, и на ней останется   ровный глянцевый слой.
Прикатку можно провести к листу целлулоида, органического стекла и др. глян­цевой поверхности.
Желатиновую бумагу, например бумагу для переноса в пигментном спосо­бе, очувствляют в 6% растворе бихромата аммония, слитого с двойным по объему количеством спирта и сушат в темноте.
После 4-5 минутной экспозиции под негативом до образования изображения бурого цвета на желтом фоне, лист основательно промывают, просушивают фильтровальной бумагой от излишков влаги и посредством комка ваты полотна натирают жирной типографской краской. Краска пристает только на нераствори­мых местах слоя.
Если после первого натирания краска не пристала, то ее можно смыть ски­пидаром.
Бумагу покрыть не очень толстым слоем раствора средней желатины, вы­сушить и задубить его
Очувствление производить в 2,5% растворе двухромовокислого калия. Су­шить в темноте.
Экспозицию прекратить, когда в ясных светах детали снимка сделаются слегка затемненными. Основательно промыть слой в воде до 30° С до полного уда­ления следов бихромата калия. Высушить.
Для получения изображение достаточно по увлажненной поверхности листа провести валиком с нанесенным на него тонким слоем жирной краски. При необхо­димости, полученное изображение отретушировать короткой щетинной кистью. Отмечалось, что "описание этого процесса легче выслушивается, чем выполняется на практике, если имеют в виду достижение хороших результатов".
Желаемый результат достигается варьированием густоты краски, качеством валика, скоростью прокатки слоя валиком и силой нажима по типу фототипии но на бумажной основе.
Плотный лист бумаги, по возможности размягчающийся при намачивании в воде, покрыть слоем желатины и сделать его нерастворимым посредством форма­лина или хромовых квасцов. Просушить.
Лист настелить на поверхность 2,5% раствора бихромата калия. Просушить в темноте и печатать под негативом. Печать закончить при различении едва замет­ных подробностей в сильных светах. В темном помещении бумагу основательно промыть в воде с температурой 22-20° С, до полного вымывания бихромата, пока изображение на станет рельефным. Дать стечь воде и при необходимости высу­шить. Матрицу употреблять сейчас же либо после повторного размачивания.
Снимок достать из воды, воде дать стечь, положить на стекло большего формата желатиной вверх и мягким полотном удалить с него влагу.
Краску развести скипидаром до густоты сливок, тщательно раскатать вали­ком на стекле в течение нескольких несколько минут, пока скипидар почти весь не испарится. На середину снимка налить скипидар и губкой по отпечатку равномерно размазать краску взятую на губку со стекла. Когда скипидар испарится и губка начнет, как бы задерживаться, прокатать валиком по палитре, а после по желатино­вой поверхности. Краска пристанет там, где подействовал свет и пропорционально его количеству.
Плотную и твердую бумагу с гладкой поверхностью, не размокающую в во­де, лучше всего хороший ватман, покрыть толстым слоем желатины средней твер­дости, задубить формалином или хромовыми квасцами.
Очувствлять в 2,5% бихромата калия путем настилания его на поверхность раствора. Сушить в темноте.
Произвести экспонирование до появления подробностей в сильных светах.
Тщательно около 30 минут промыть в проточной воде при температуре 21-23° С до полного вымывания из слоя хромовой соли. Изображение должно высту­пить рельефом. Снимок вынуть из воды, положить на стекло и убрать с него там­поном ее излишки влаги.
Работать по матрице можно сразу же либо высушить ее и с началом работы размачивать до обоазования рельефа.
По матрице работать кожаным валиком. Краску брать масляную в тюбиках и желательно не жидкую.
Для загущения краски ее выдавливают на неплотную газетную бумагу, раз­равнивают слоем толщиной 1-2 мм, прижимают таким же листом бумаги и на 5-6 часов оставляют в таком виде. По некоторой просушке краски она снимается с листов и используется для работы. Сгущенную краску помещают на стекло, до­бавляют к ней несколько капель скипидара, доводят до густоты сметаны и хорошо раскатывают валиком до получения на стекле равномерного слоя и покрытия вали­ка слоем краски. Краска, чтобы скипидар совсем успел испариться. Копию достать из воды.
Небольшое количество краски кладется на середину копии, к ней добавля­ется 2-3 капли скипидара и все это равномерно по копии растирается мягкой тря­почкой или губкой. Когда скипидар почти испарится, снова прокатывают валиком по стеклу с краской и затем по копии снизу вверх несколько раз до появления нуж­ного изображения.
Мягкая краска дает вялые отпечатки, жесткая краска- контрастные. Можно работать и кистью.
Готовый снимок ретушируется известными приемами. Если надо что-то уда­лить, то применяют скипидар с губкой после чего проводят производят повторную накатку на матрицу краски.
Изложенный способ позднее был в некоторой степени усовершенствован. Рекомендовалось бумагу очувствлять в ванне с хромовой солью до тех пор, пока лист не станет совершенно прямым и гибким. Расвору дать стечь и излишки убрать фильтровальной бумагой. Нормальный негатив очувствлять в ванной, состоящей из 30 г бихромата калия и 600 куб. см воды. Для жестких негативов брать 300 куб. см воды, для мягких 1200 куб.см воды. Раствору дать стечь.
Лист положить слоем вверх на фильтровальную бумагу и высушить в темно­те около источника небольшого тепла.
Копировать при дневном свете. Изображение должно быть отчетливо видно в светло-коричневом или сером цвете. Заканчивать копирование немного раньше появления всех деталей в сильных светах.
Лист хорошо промыть в воде для удаления неразложившихся в слое солей хрома. Если на снимке хотят получить особенно чистые света, то его промывают в холодной воде до 12 часов.
При накатке краски валиком или нанесении ее кистями следует избегать прибавления скипидара. Копию время от времени размачивать, но лучше если под матрицу на стекле положить мокрую фильтровальную бумагу или для поддержания влажности и образовавшегося рельефа. Увлажнение снимка в ванне с водой ведет­ся до 2 минут. Прежде чем продолжить работу с матрицы убирают избыток влаги.
Лист желатиновой бумаги, такой же, как для двойного переноса в пигмент­ном процессе, очувствляют в 6% растворе бихромата аммония, который предвари­тельно до соломенного цвета нейтрализуют раствором аммиака. Для 6 листов фор­матом 19x25 берут 5 куб. см 6% раствора с 10 куб. см чистого алкоголя.
Раствор на бумагу наносят кистью, при неактиничном освещении, бумагу стараются покрыть не оставляя подтеков и следов от кисти. Просушку бумаги производить в темноте в течение 10-15 минут и хранить ее 2-3 дня.
Средний негатив копируется на дневном рассеянном свете летом 3 минуты, зимой 10 минут.
При нормальном негативе копирование прекращают до того, как покажутся детали в светах. Самым тщательным образом экспонированный лист, в темноте, отмывают в воде до полного удаления желтоватой окраска в температуре 27-28 градусов.
При неактиничном освещении фотоотпечаток покрывают 5% раствором же­латины, сушат и помещают в раствор:
Бихромата калия    6,5 г
Красной кровяной соли    6,5 г
Калий бромистый    6,5 г
Квасцы    3,5 г
Лимонной кислоты     1 г
Воды     3000 куб.см
В указанном выше растворе фотоотпечаток выдерживают до тех пор, пока изображение не побуреет окончательно, затем тщательно отмывают его в холодной воде до исчезновения желтой окраски и фиксирование в натриесульфате с прибав­кой красной кровяной соли.
Дальнейшую работу ведут кистью, как в бромомасляном процессе по влаж­ному отпечатку либо накатывают на него краску.
Для процесса пригодны все бумаги, применяемые для двойного переноса в пигментном процессе.
Сильную, незавуалированную копию на бромистой бумаге кладут в ванну, состоящую из 1 куб. см чистой азотной кислоты и 100 куб. см воды для удаления из слоя сернистого натрия.
Лист основательно промывают проточной воде в течение 10 минут.
Затем составляют два раствора:
А)Озобромную ванну (в весовых частях)
6% раствора бихромата калия ..................... 5 ч
9% раствора красной кровяной соли ............ 5 ч
6 % раствора бромистого калия ................... 5 ч
Б) Кислую ванну
Калиевых квасцов .................................... 50 г.
Уксусной кислоты .................................... 2.5 куб. см
Воды ................................................... 1 000 куб. см
Кислого раствора квасцов берут
для среднего позитива ............ от 0,2 до 0,5
для очень сильной копии ......... от 0,8 до 1 части.
Температура кислой ванны должна быть 15° С. В нее погружают желатино­вую бумагу на 4 минуты или немного более. После этого с листа дают стечь из­лишку и помещают в озобромный раствор на 2-5 минут.
Фотокопию на бромистой бумаге достают из воды, складывают с листом же­латиновой бумаги, обработанный таким образом.
Фотография настилается сверху на лист желатиновой бумаги, после кладется на стекло, покрывается слоем влажной фильтровальной бумаги, помещается под лист стекла с небольшим грузом.
Время контакта листов, в случае использования предложенного озобромного раствора составляет 15 минут, а при его разведении в 5 раз доЗО и в 10 раз до 60 минут.
Когда фильтровальная бумага пожелтеет, чем интенсивнее, тем надежнее произвелось копирование, листы осторожно разъединяются, тщательно в затем­ненном помещении промываются от желтой окраски и обрабатываются краской по схеме бромомасляного процесса..
Перенос красочного изображения с матрицы учитывается, что мягкая краска переносится лучше, чем твердая. Очень рыхлые бумаги, используемые для перено­са, надо проклеивать 2% раствором крахмала. Гладкие бумаги более пригодны для переноса. Очень шероховатая бумага при переносе требует обязательного увлаж­нения.
При работе возможен последовательный перенос на окончательное изо­бражение с позитивных и негативных матриц. Это даст необыкновенный эффект.
Рисунок карандашом даст краска, приготовленная из порошка графита рас­тертого в олифе.
При переносе изображения на бумагу без пресса, ее увлажняют бензином или скипидаром и несколько проветренную. Такая техника придает изображению гармоничный и мягкий рисунок.
Карбро-масляный процесс. Приготовить два запасных раствора:
№ 1
Бихромат калия     50 г
Красная кровяная соль       50 г
Калий бромистый       50 г
Вода     1000мл
№2
Уксусная кислота (ледяная)     10 мл
Соляная кислота    10 мл
Формалин       220 мл
Рабочий раствор № 1
№ 1         1 ч
Воды         Зч
Рабочий раствор № 2
№2        3 ч
Воды         100 ч
Желатиновую бумагу до ее распрямления 3 минуты размочить в рабочем растворе N 1, дать стечь раствору и на 15-25 сек поместить в рабочий раствор N 2. Более продолжительное время пребывания в рабочем растворе № 2 даст более мяг­кие отпечатки.
Бумагу привести в контакт с предварительно размоченным позитивным от­печатком на бромосеребряной бумаге, поместить листы под стекло под небольшой груз между листами влажной фильтровальной бумаги. Выдержать в контакте 15 минут и проявлять либо масляной краской, как в бромомасляном процессе с пере­носом или без переноса либо применять пигментную бумагу и работать по схеме пигментного процесса.
Толстый слой на желатиновой бумаге дает менее густые тени, также как и применение холодных растворов.
Большое число копий с одного, восстановленного проявлением, бромосе­ребряного отпечатка даст более густые тени, но повышение температуры во втором растворе компенсирует это.
Более высокая температура растворов и время обработки в первом раство­ре от 1,5 до 2 и 2,5 дает мягкие отпечатки. Чем больше времени осуществлялся контакт листов (до 1 часа), тем контрастнее получится конечный отпечаток.
Объединенные рабочие растворы дадут менее контрастные отпечатки. В этом растворе лист пигментной бумаги обрабатывается 2-3 минуты.
N 1 запасный    250 мл.
N 2 запасный     15 мл.
Воды    до 1000 куб. см
Для получения наибольшего контраста воды берется 1200 мл.
Раствор кислой ванны более стойкий в хранении в запасном растворе:
Ледяной уксусной кислоты    40 мл.
Соляной кислоты    40 мл.
Воды..........................................1000 мл