Фотоуслуги в Белгороде > Нестандартные способы позитивной фотопечати > Не требующий переноса способ пигментного печатания

Не требующий переноса способ пигментного печатания


Брали тонкую, прочную, однородную бумагу, по структуре похожую на ма­товое стекло. Бумагу окунали в теплую воду, распрямляли на стекле большего формата, убирали излишки воды фильтровальной бумагой и наносили на нее тон­кий слой теплого пигментного раствора. Раствор готовился так: 10 г желатины кла­ли на ночь в теплую воду, давали ей разбухнуть. Растворяли желатин в 90 г воды до 40°С с прибавлением 2 г. сахара и растворенными в 10 г воды 2 г мыла. Немно­го полученной смеси смешивали с 3 г сажи (другой краски). Все это прибавляли к полученному студню из желатины и мыла. Далее, помешивая смесь, расплавляли ее в водяной бане и расплавом покрывали бумагу
Очувствляли пигментную бумагу в 5% растворе бихромата калия, намазы­вая его на оборотную сторону бумаги. Сушили в темноте. Печать производить со стороны, покрытой раствором бихромата калия и заканчивали ее тогда, когда рису­нок выступал бурым на желтом фоне, а белые места не становились слегка серы­ми.
Проявляли, почти в темноте, заставляя отпечаток плавать в холодной воде.
Когда слой размякнет, то приступали к проявлению на свету.
Отпечаток слоем вверх клали воду до 28°С или выше и проявляли, посто­янно покачивая ванночку. Желатиновый слой сначала растворялся на поверхности слоя, не подвергнутому воздействию света, после растворялся в местах с глубо­кими тенями, а полутона оставались без изменения, "обрисовываясь лучше чем при других способах".
Для устранения жесткости изображения при печати с очень сильных нега­тивах для очувствления применяли 7% раствор бихромата калия (больший про­цент содержания в растворе бихромата даваал более мягкий результат).
Если слой сходил с бумаги полностью, то это означало, что допущена пе­редержка под светом.
Проявление хорошо регулировалось повышением либо понижением темпе­ратуры водного раствора. После проявления отпечаток помещали для дубления в 5% раствор квасцов. Когда при квасцевании исчала желтизна, отпечаток отмывали от избытка квасцов и 2-3 раза ополаскивали . Давали воде стечь и сушили на фильтровальной бумаге.
Г. Беланьи из практики печатания на пигментных бумагах нашел, по его мнению, один из лучших рецептов очувствляющей ванны для слоев на основах же­латины, придающий идеальную чувствительность слою, сравнимую со светочув­ствительностью фотобумаги,- 1-1,5 % раствор бихромата калия.
По просушке бумаги он помещал его в фоторамку, делал прослойку из тонкого стекла и выставлял на солнце. Перенос красочного изображения осущест­влял на навощенное стекло, используя пропускную (фильтровальную) бумагу вме­сто клеенки при прикатывании к нему изображения. В контакте листы держал 10
минут. Изображение проявлял в воде с температурой 37-39°С, применяя при этом мягкую кисть. Иногда температуру воды доводил и до 80 градусов.
Г. Беланьи советовал снимок класть в холодную воду на неопределенное время ("не повредит"), проявлял же прибавляя теплую воду. Для второго переноса применял любые бумаги, в зависимости от замысла и желания получить опреде­ленный результат. Временная подложка при этом готовил так: Матовое стекло по­крывал восковым раствором. Это стекло 5 минут выдерживал в 10% растворе ка­лиевых квасцов, хорошо промывал, делал на него перенос и проявлял. После этого изображение промывал, ополаскивал и дубил квасцами и промывают.
Изготавливались и пигментные диапозитивы либо негативы. Для этого при исполнении диапозитивов пигментную бумагу инсолировали под негативом, а для изготовления негативов- под диапозитивом и переносили красочные изобра­жения на стекло.
Стекло предварительно покрывали расплавом, приготовленном в водяной бане, из 30 г желатины на литр воды. По каплям, к расплаву прибавляли рас­твор 1 г хромовых квасцов в 100 мл воды. Если, вдруг, внезапно расплав густел, то к нему по каплям прибавляли уксусную кислоту, пока раствор вновь не становился жидким. В нагретом состоянии раствор отфильтровывали и после этого поливали чистое обезжиренное стекло.
Для приготовления пигментных диапозитивов (негативов) рекомендовалось пигментную бумагу в течение 1-2 минут очувствить в растворе бихромата калия крепостью от 10 до 40% (10-40 г на 1000 куб. см воды: 10 г- для слабого негатива, 40 г- сильного, плотного негатива) с примесью 3 куб. см 10% раствора NaOH.
Перенос осуществлялся также на стекло, предварительно покрытое 3% слоем раствора желатины с добавкой 100 куб. см 2% холодного раствора хромо­вых квасцов и высушенное при комнатной температуре.
Перенос с пигментной бумаги производился наложением ее на приготов­ленное стекло в ванной с водой с последующим помещением под пресс. Бумаж­ную подложку удаляли в воде с температурой 40-50°С и образовавшееся на стекле изображение после проявления дубили в растворе хромовых квасцов.
Для изготовления диапозитивов (негативов) также предлагалось нанести ва­той на стекло смесь насыщенного раствора бихромата калия и 10% с раствора гуммиарабика и выставить его на яркий солнечный свет для просушки и задубли-вания слоя под светом.
После этого осторожно, чтобы не образовалось воздушных пузырьков на­ложить на него откопированную и размоченную в воде пигментную бумагу с пози­тивным либо негативным изображением и прикатать. Проявить в воде. Отмеча­лось, что пигментное изображение пристает настолько сильно, что даже нет необ­ходимости при печати делать предохранительную черную рамку. После проявления на белых местах легкую желтую окраску легко удаляли в ванной из раствора квас­цов или бисульфита.
Также предлагалось проэкспонированную и размоченную пигментную бу­магу прикатать не к стеклу, а к листу бумаги, предварительно тщательно навощен­ной (на бумагу положить кусочек желтого воска с горошину и растереть воск слегка отжатым ватным тампоном, смоченном в чистом бензине и просушить).
После прикатки копии к навощенному листу и короткого пребывания под прессом, пигментную бумагу снимали обычным способом и проявляли на наво­щенной бумаге изображение. При этом отмечалось, что "не стоит преждевременно волноваться, что изображение как-то плохо проявляется. Оно на просвет мягко, с боку ясно выступает рельеф. Проявляют до тех пор, пока вода не будет совершенно чистою от краски". Далее осуществляли перенос на стекло.
Размоченную переносную бумагу с изображением прикатывали к стеклу, покрытому раствором из воды -100 куб. см, мягкой желатины- 5 г, хромовых квас-цов-0,5 г либо на стекло, предварительно облитое 3% раствором желатины, задуб-ленным в 5% растворе формалина.
Иногда стекло для переноса обрабатывали раствором воды с фуксовым стеклом (раствором жидкого стекла). Изображение переносили на него вышеука­занным способом, также для переноса использовали и любые другие прозрачные подложки. Такие диапозитивы, при необходимости, окрашивали в разные цвета.