Фотоуслуги в Белгороде > Нестандартные способы позитивной фотопечати > Некоторые полезные сведения о материалах и технике, применяемых в процессах

Некоторые полезные сведения о материалах и технике, применяемых в процессах


Основным компонентом, служащим основой коллоидных слоев в описанных процессах, служит клейкое вещество: желатин(а), гуммиарабик, крахмал, дек­стрин, альбумин, рыбный, костный, столярный клеи, различные смолы, лаки, асфальт, другие вещества, способные в присутствии хромовой соли, под воздейст­вием ультракоротковолновой части спектра различных источников света (инсоля­ции) либо при определенных химических процессах менять свои свойства, т.е. в различной степени задубливаться (становиться нерастворимыми) пропорциональ­но интенсивности света (химического реактива), подействовавшего на них.
Анализируя многочисленные требования, применяемые к перечисленным веществам, следует отметить, что основными из них служили минимальное коли­чество содержания в веществе примеси жиров и определенная температура плавления, как правило не более 30-40°С, которой в процессе приготовления и работы с коллоидами (слоями) следует строго придерживаться для получения по­ложительных стабильных результатов. Опыт, однако, показал что эти требования к веществам довольно относительны и необходимость столь тщательного их соблю­дения, пожалуй за исключением температурного режима, могут быть доказаны только практикой, о чем будет сказано ниже. Следует, однако, помнить, что на­гревание желатина до температуры более 50°С окончательно лишает его способ­ности студениться и следовательно быть использованным в описываемых процес­сах.
Например, для очистки желатина, наиболее распространенного клейкого вещества, применяемого в процессах, от примеси жиров рекомендовалось в его в расплав опускать небольшие кусочки фильтровальной бумаги, периодически встря­хивать и затем фильтровать через увлажненную (стиранную) грубую ткань, фла­нель, фетр и т.п. Отмечалось, что лучшие сорта желатины для процессов с соля­ми хрома должны иметь или нейтральную или слегка щелочную реакцию. От при­месей жира желатин также очищался альбумином, как и столярный клей.
Для придания желатиновому слою прочности (повышения его устойчивости к температуре, механическому и химическому воздействию) его предлагалось обрабатывать в растворе формалина 1:20 либо (40%) либо вводить в него неболь­шое количество квасцов. Примеси из расплава желатина извлекали добавлением в него куриного белка (альбумина), подвергнув нагреванию до температуры его свертывания белка, но не более т.к. высокие температуры вредят студенению жела­тина (считается, что для студенения воды достаточно 1% примеси жедатина). По­сле этого расплав отфильтровывался, по студенению мелко крошился, промывался в нескольких водах с температурой около 22°С и считался готовым к употребле­нию.
Подробнее этот процесс описывался так: промыть желатин несколько раз в дистиллированной воде, расплавить в водяной бане при температуре не более 45°С. На 250 мл расплава прибавить альбумин - 1 белок куриного яйца, предварительно взбитый в пену, отстоянный в прохладном месте и отфильтрованный, смешан­ный с 2 объемами воды и 5-7 каплями нашатырного спирта.
Желатиновый раствор тщательно перемешать с белком и даже взбить его. Потом по каплям прибавить раствор уксусной кислоты (1 часть в 250 частях воды),
пока не получится слабокислой реакции (проверить лакмусовой бумагой). Кастрюлю поставить в водяную баню, довести до температуры, когда альббумин полностью свернется, выдержать 2-3 минуты.
Свернувшийся белок всплывет на поверхность, а под ним останется чистый слой нужной желатины. Желатину отфильтровать через фланель, смоченную горя­чей водой. Для ускорения фильтрации можно применить лабораторный гидронасос либо пресс. Теплую желатину разлить на тарелки и по застуднению разрезать на куски, которые промыть в холодной дистиллированной воде в течении суток По­лученный очищенный желатин можно применять сразу же в дело, либо высушить на сетках в хорошо проветриваемом помещении.
Кстати, следует отметить и другие советы, часто встречающиеся в описани­ях процессов, например, в ряде фотографических обозрений говорилось о том, что "обычный пищевой желатин, хорошо промытый, правильно приготовленный и за-дубленный во много раз более пригоден к процессам на солях хрома, чем специ­альный, продаваемый в магазинах для этих целей и поэтому более дорогой".
В подавляющем большинстве применяемые в процессах калия бихромат (калия дихромат, калий двухромовокислый, хромпик-К2Сг2О7), аммония би­хромат (аммония дихромат, аммоний двухромовокислый- (NH4)Cr2O7), а так­же кислоты, щелочи и др. вещества должны быть иметь марку "чистые" либо "химически чистые".
Считалось, что бихромат аммония, по сравнению с бихроматом калия, имеет большую светочувствительность и легче вымывается из слоя, что является главным требованием в обработке слоя после его инсолирования либо химического воздей­ствия на него. При этом, слои с бихроматом калия дают более жесткие и контраст­ные изображения с высоким рельефом, слои с бихроматом аммония дают более нежные, сбалансированные изображения с сохранением полутонов.
Красное синькали- красная кровяная соль- калия гексацианноферриат- ка­лий железосинеродистый- синеродистое кали- К3 [Fe (CN)6 ].
Квасцы калийные- квасцы обыкновенные- квасцы калиевые- квасцы аллю-мокалиевые- А12 (SO4)3  K2SO4 . 24Н20
Квасцы хромовые- хромокалиевые квасцы Сг2(8О4)з ' K2SO4 ' 24Н2О
Асфальт в скипидаре- асфальтовый лак. Применялся для покрытия пла­стин, приготовленных для резьбы по меди.
Другие клеящие вещества- картофельный крахмал варили несколько часов в уксусной кислоте в соотношении 1:1. Сваренная таким образом застывшая масса промывалась в воде. Продукт застывал, как прозрачное желе, распускался под дей­ствием тепла и обладал всеми свойствами желатины и использовался в процессах с солями хрома.
В описанных процессах встречается клеящее вещество-альбумин. Его гото­вили из взбитых яичных белков, отстоявшихся в холоде и профильтрованных от волокон и образовавшейся при взбивании пены.
Так как светочувствительность хромированных коллоидов и других слоев, применяемых в описанных процессах, довольно низка, что требует продолжитель­ного времени экспозиции, то на практике всегда применялась контактная печать со стеклянных фотопластинок, пленок с негативным или позитивным изо­бражением. Они, к сожадению, в настоящее время практически недоступны для
широкого круга фотолюбителей и дороги. По причине низкой светочувствительность слоя не практиковалась проекционная печать, хотя в опи­саниях встречаются опыты по применению проекторов со светом дуговых ламп и магния.
В процессах широко предлагалось использовать печать с бумажных нега­тивов или позитивов, которые, по мнению разработчиков, дают на практике бо­лее художественные отпечатки с большими подробностями в деталях, светах и тенях и предоставляют автору широкие возможности по внесению в изображе­ние, в соответствии с его замыслом, существенных корректив. Считалось, что бу­мажный негатив, если он был правильно проявлен, всегда имеет более подробно­стей снятого предмета с детально правильным соотношением передачи его цветов, чем негатив на стекле или пленке. Особенно широко такие негативы использова­лись в масляном, пигментном, гуммиарабиковом процессах, где требуются большие увеличения. Считалось, и это очевидно, что с такими негативами безопасно и удобнее работать, их легче хранить.
Бумажные негативы и позитивы рекомендовалось изготавливать на тонкой фотографической бумаге, при необходимости ретушировать их либо обрабаты­вать другими приемами, применяя растушевки, осветления, зачернение, дорисов­ки краской, карандашом, трафареты, составление или совмещение изображений с нескольких негативов, позитивов и т.д. Интересные результаты получались при печати с негативов, обработанных по слою наждачной бумагой, печати на хроми­рованном коллоиде с применением прокладок из тонкой папиросной бумаги, мато­вой пленки, тонкой ткани и др. материалов, придающих окончательному изображе­нию некую размытость, текстуру. Предлагалось при печати использовать листы стекла с нанесенным по нему слоем густого вазелина по которому кистью наноси­лись характерные для живописи мазки.
Приготовленному бумажному негативу либо позитиву различными спосо­бами придавалась прозрачность:
негатив натирался (пропитывался) со стороны оборота смесью из 5 частей скипидара и 1 части канадского бальзама, смолы ели или сосны, разведенной в скипидаре или ацетоне;
со стороны оборота негатив обрабатывался тампоном, увлажненным чистым керосином до равномерной прозрачности. Для восстановления первоначального вида бумажный негатив следовало высушить в печи или прогладить утюгом;
прозрачность на долгое время бумаге сообщалась втиранием досуха в обо­ротную сторону смеси их парафинового масла 10 г, касторового масла 5 г, лаван­дового масла 10 г и бензина 75 г. Таким образом изготавливались бумажные транспоранты и диапозитивы для проекции светом. В этих целя также применяли расплав смеси 40 частей парафина и 10 частей льняного масла, которым при тем­пературе до 80°С градусов до совершенно прозрачного слоя с оборота натирался лист фотобумаги;
смесью вазелина и керосина, смесью скипидара и терпентина, пропитывани­ем бумаги касторовым маслом.
Для приготовления бумажных негативов рекомендовалось фотобумагу про­являть в неконтрастно работающем растворе, в частности содержащем:
Воды    100 мл.
Сульфит натрия... 5 г.
Глицин    1 г.
Вода     100мл.
Поташ    20 г.
Проявление прекращали, как только станут затягиваться света вуалью. В нужных местах негатив ослаблялся кистью 1-2% раствором гипосульфита с 0,5 % раствором красной кровяной соли. Работа велась раствором красной кровяной со­ли, после чего следовала ее смывка кистью с водой и обработка гипосульфитом. Рекомендовалось мелкие части рисунка обрабатывать со стороны фотослоя, а большие части с оборотной стороны. Приготовленный там способом негатив, как отмечал С. Саврасов, "промасливать совершенно нет необходимости. Даже в пас­мурный зимний день света обычно бывает достаточно для нужной инсоляции".
Другие разработчики процессов для печати применяли негативы и позитивы изготовленные на стекле посредством других, описанных ниже процессов.
Понятно, что в современных условиях также потребуется немало времени и расходных материалов для изготовления при контактной печати требуемого фор­мата именно бумажного негатива (съемка на фотопленку, проекционная печать позитива на фотобумаге, контактная печать с него на фотобумагу негатива и т.д.), однако для фотолюбителя владеющего необходимыми знаниями и навыками это проблемы составить не должно. Например, съемку объекта можно осуществ­лять на обратимую фотопленку и с полученного позитива на фотобумаге воспро­извести негатив, или с негатива, отснятого на фотопленке, контактным способом на позитивной фотопленке низкой чувствительности получить требуемый пози­тив, с которого также изготовить бумажный негатив.
В этой связи пристального внимания заслуживают опыты ряда фотомасте­ров, связанные с разработкой ими способов придания хромированным коллоидам более высокой светочувствительности и использования в процессах проекционной печати. Некоторые авторы предлагали несложные конструкции фотографических аппаратов для экспозиции вместо негативной фотопленки на фотобумагу с линзо­выми объективами и камер, в которых вместо объектива используются отверстия малого диаметра. Причем в описаниях последних, по существу камеры обскуры (стеноп), отмечается, что используя малые отверстия можно легко получить нега­тивы требуемого формата, с которых изготовить позитивные снимки, отличаю­щиеся необыкновенной гармоничностью, точностью передачи всех деталей, сю­жета и перспективы, "изображений настолько естественных и максимально при­ближенных к тому, что видит человеческий глаз, что не в состоянии воспроизве­сти самый совершенный фотографический объектив. Среди окружающей нас при­роды в жизнь вносит диссонанс все, что неестественно: действует ли это на слух или на зрение. Так и в этом случае, как и везде, победа будет на стороне правды".
Для т.н. «безлинзовых» камер предлагалось руководствоваться следую­щими правилами:
№  иглы     12- дает фокусное расстояние 16 см ( рекомендуемый формат изображения 9 х12)
11    23см    13x18
10    32 см    18x24
9    40 см    24x30
При увеличении фокусного расстояния экспозиция (выдержка) соответст­венно увеличивается.
Для определения точного времени экспозиции (инсоляции) светочувстви­тельного слоя через негатив или позитив при контактной печати использовались фотометры, сложные в изготовлении и не во всех случаях, оправдывавшие себя положительными результатами. По этой причине в описанных процессах редко встречаются рекомендации о точном времени экспозиции (инсоляции) слоя и ука­зывается, что результат достигается постоянной практикой и устанавливается, как правило, опытным путем
Рекомендовалось производить печать без фотометра, для чего "сделать на черном свободном месте негатива киноварью или черной краской небольшой крест, который будет непроницаем для света. Когда при инсоляции крест начнет проступать, «выкопировываться» на коричневом фоне бумаги (слоя), копирование прекращают. Это верный признак того, что свет начал пробивать темные места на грунте негатива. Как показала практика, описываемый способ более надежен неже­ли применение фотометра".
Рекомендовалось "всегда вести наблюдения за печатью на хромированном слое. Изображение должно быть видно на просвет через пигментный слой, при обращении его к свету. При этом, когда на просвет становились видны пропеча­танными тени (наиболее глубокие), то не дожидаясь появления, следовало печать прекратить и приступать к проявляют отпечатка". Отмечалось, что при инсоля-ци, например в пигментном процессе, лучше всегда несколько перепечатать.