Фотоуслуги в Белгороде > Гидротипные способы. Способ дуксохром > ИСТМЕНОВСКИЙ СПОСОБ ВЫМЫВНОГО РЕЛЬЕФА
ИСТМЕНОВСКИЙ СПОСОБ ВЫМЫВНОГО РЕЛЬЕФА |
Этот способ является, без сомнения, наиболее разработанным из гидротипных методов цветной фотографии и эксплоатируется фирмой Истмен Кодак, выпускающей в продажу все необходимые материалы. Для получения рельефной матрицы в этом способе используют дубящее отбеливание хромовокислыми солями. Задубливание желатины при отбеливании содержащегося в ней фотографического изображения с помощью хромовокислых солей было открыто Говардом Фармером в 1893 г. Три цветоделенных негатива, полученные обычным образом, печатаются путем контакта или проекции на специальную позитивную пленку. Она состоит из позитивной бромистой эмульсии, окрашенной в желтый цвет и политой на тонкую прозрачную подложку. Пленка такого типа применяется в кинематографии для получения контратипов (дубльфильм). Экспонированная пленка затем проявляется и отбеливается, причем желатина фотографической эмульсии задуб-ливается в тех местах, где находилось серебряное изображение. После удаления растворимой желатины в горячей воде на подложке остается позитивное рельефное изображение из задубленной желатины. Три рельефных изображения окрашиваются в пурпуровый, желтый и сине-зеленый цвет в водном растворе красок и переносятся на бумагу. Негативы должны быть проявлены примерно до гаммы 0,8—1,2 и давать наилучшие результаты при печати на нормальной бромистой бумаге и проявлении в течение 2 мин. в нормальном амидоловом проявителе. Печать производится со стороны подложки; по краям пленки следует оставить белые поля в 1,5 — 2 см шириной. Для получения лучшей передачи тонов следует производить печать под фиолетовым фильтром, например, типа Реттен № 35 или таким, какой употребляется в контра-типировании при печати на дубльфильм. В остальном процедура печати остается той же самой, что и для Карбро. После печати все три пленки проявляются в энергичном метолгидрохиноновом проявителе с теми же предосторожностями, что и цветоделенные негативы или бромистые от-печатки для Карбро. Проявление пленок обязательно должно быть полным, чтобы изображение было проявлено до самой подложки. В противном случае света (которые лежат у самой подложки) будут потеряны. Проявленные пленки после краткого споласкивания переносятся в недубящий фиксаж (такого же состава, как и для Карбро-отпечатков). Отпечатки следует промывать в проточной воде в течение 10 мин. Слишком долгое промывание, особенно если вода очень мягкая или слегка щелочная, а также при повышенной температуре может вызвать излишнее набухание слоя и повлечь за собой потерю светов при дальнейших операциях. В этих случаях рекомендуется высушить пленки после промывания. Все три пленки должны промываться одновременно и одинаково. После промывки пленки переносятся в отбеливающую ванну, состоящую из одной части раствора А, одной части раствора В и шести частей воды. Раствор А. Двухромовокислого аммония 20 г Серной кислоты химически чистой 4,0 см3 Воды до 1 л Растнор В. Поваренной соли 45,0 г Воды до 1 л Следует следить за одинаковым отбеливанием всех пленок. Отбеленное изображение имеет слабо коричневатый цвет. Прямо из отбеливающей ванны пленки переносятся в горячую воду (43°). Проявление ведется в четырех сменах горячей воды по 1 мин. в каждой. Оставшаяся слабо коричневая окраска изображения, хотя и не переходит на бумагу при гидротипном переносе, но мешает рассматриванию окрашенных матриц. Для ее удаления матрица погружается на 1 мин. в отбеливатель такого состава: Раствор А. Перманганата 52,5 г Воды до 1 л Раствор В. Серной кислоты (химически чистой) 32 см3 Воды до 1 л Для употребления берут 1 часть раствора А, 2 части раствора В и 64 части воды. После этого матрицу промывают 3 мин., переносят на 1 мин. в недубящий фиксаж и снова промывают 5 мин. После промывки рельеф может быть задублен путем купания в 0,1%-ном (по объему) растворе формалина в течение 5 мин. Такая обработка делает матрицу более прочной, если она подвергается после этого сушке. Хотя промытые пленки могут быть окрашены непосредственно после промывки, но в этих условиях они дают более плотные и контрастные изображения, чем предварительно высушенные. Матрицы сушат в токе сухого нагретого воздуха. Матрицы окрашиваются затем в водных растворах соответствующих красителей. Химический состав этих красителей не опубликован, и поэтому мы не останавливаемся на деталях процесса крашения, которые в сильной степени зависят от природы красителя. Окраска ведется при постоянном покачивании кюветы в течение 30 мин., после чего избыток красителя с поверхности рельефа удаляется осторожным промыванием в разбавленной уксусной кислоте. Одновременно это прочнее удерживает краску в матрице. Окрашенные матрицы могут быть затем сложены друг с другом для изучения. Способ допускает введение поправок: для увеличения контраста матрицу можно доба-вочно окрасить в красящем растворе с добавкой уксусной кислоты; для уменьшения контраста удаляют краску с матрицы, промывая ее в 1%-ном растворе аммиака и снова окрашивают. Осветление слишком сильно окрашенных матриц достигается осторожной промывкой в холодной воде в течение короткого времени. Для гидротипной печати с окрашенных матриц подходят все сорта фотографической бумаги, кроме грубозернистых. Бумага фиксируется сперва в недубящем фиксаже и промывается. Размер бумаги должен быть на 2—5 см больше чем размер матрицы. После промывки бумага купается в течение 5 мин. в протравляющем растворе, который составляется следующим образом: Раствор А. Сернокислого алюминия 200 г Воды до 1 л (Сернокислый алюминий может быть заменен калиевыми (алюминиевыми) квасцами в количестве 142,5 г.) Раствор В. Соды кристаллической 100 г Воды до 1 л Добавляют медленно раствор В к раствору А до растворения белого осадка. После обработки в этом растворе бумага промывается в течение 5 мин. в проточной воде, переносится на 5 мин. в 5%-ный раствор уксуснокислого натрия и снова промы- вается 5 минут. После этого бумага может быть применена непосредственно или же предварительно высушена. Мокрую бумагу затем помещают слоем вверх на стекло. Для того чтобы избегнуть растяжения бумаги во время процесса переноса, что может привести к несовпадению контуров, ее предварительно подвергают сильному вытягиванию, которое выполняется следующим образом. На бумагу, лежащую на стекле, накладывают тонкий лист целлулоида (толщиной 0,075 мм) и сильно проводят по нему влажной резиновой линейкой вдоль и поперек, сильно прижимая ее к целлулоиду. После этого бумагу кладут на лист фильтровальной бумаги и непосредственно приступают к переносу. Так как все три краски дают прозрачные изображения, порядок их переноса безразличен. На практике, однако, переносят в таком порядке: пурпурная, сине-зеленая, желтая. Соответствующая матрица вынимается из 0,1%-ного раствора уксусной кислоты, в которой сохранялись все матрицы после промывки, и кладется слоем на слой протравленной бумаги. С помощью легкого давления резиновой линейки сперва удаляют пузырьки воздуха и избыток раствора, а затем плотно притирают, после чего покрывают все стеклом для предотвращения испарения. С красителями Кодака перенос длится от 10 до 30 мин. За его ходом следует наблюдать, поднимая осторожно время от времени уголок матрицы. Излишне долгий контакт может привести к расплыванию краски. Сине-зеленую матрицу переносят аналогичным способом. Чтобы облегчить совмещение, между бумагой с перенесенным пурпурным изображением и матрицей кладут сперва влажный лист тонкого целлулоида, который после совмещения осторожно вытягивают, и матрицу притирают к бумаге. Желтое изображение накладывается точно таким же образом, после чего готовое изображение отжимают между фильтровальной бумагой и быстро сушат. Матрицы можно применять повторно много раз, окрашивая их каждый раз снова. Если от многократного употребления окраска матриц делается слишком плотной, их можно очистить в ванне такого состава: Перманганата 2 г Серной кислоты 10%-ный раствор 10 см3 Воды до 1 л После этой ванны матрицы переносятся в 5%-ный раствор бисульфита и хорошо промываются. |