Фотоуслуги в Белгороде > Способ карбро > ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ КОЭФИЦИЕНТОВ ПРИ ПРОЕКЦИОННОЙ ПЕЧАТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ КОЭФИЦИЕНТОВ ПРИ ПРОЕКЦИОННОЙ ПЕЧАТИ |
Правильная передача серой шкалы для бромистых отпечатков более необходима, чем для негативов, для которых не слишком большие отклонения в правильности передачи серой шкалы могут быть исправлены при бромистой печати.
При определении времени выдержки при печати следует иметь в виду три возможных случая: Серые шкалы всех трех цветоделенных негативов совершенно одинаковы как по плотности, так и по контрасту. Серые шкалы одинаковы по контрасту, но различны по плотности. Серые шкалы различны по контрасту. Первый случай, очевидно, является самым легким и определение выдержки сводится к определению ее лишь для одного из негативов, так как одинаковая выдержка для Всех трех негативов автоматически обеспечит нам требуе-мое равенство всех трех серых шкал. Однако такие идеальные негативы остаются, обычно, Только идеалом и, как правило, плотности серых шкал несколько расходятся. Если это расхождение не слишком велико, то, при условии одинаковости контраста, т. е. при правильно проявленных негативах, необходимо будет несколько изменить выдержку при печати с тем, чтобы добиться нужного баланса. В основном задача сводится к определению печатных коэфициентов, т. е. поправочных величин, на которые следует помножить время выдержки, найденное для одного из негативов, чтобы получить требуемые выдержки для двух Остальных. Поскольку необходимо обеспечить идентичность серых шкал с гораздо более высокой точностью, чем это может быть выполнено при непосредственном сравнении на-глаз, возникает потребность в измерении плотностей с помощью соответствующих приборов. Если плотности серых шкал на цветоделенных негативах измерены так, как это было описано в главе V, то задача определения выдержки при печати значительно упрощается. Пусть, например, плотности, скажем, среднего поля шкалы на трех негативах будут D1, D2, D3 причем D1>D2> D3. Если обозначить интенсивности света, прошедшего через это поле на негативе, через I, то D = log 1/I. Отсюда следует, что В сравнительно узких пределах интенсивностей, с которыми нам приходится иметь дело в подобных случаях, можно считать, что время выдержки, необходимое для получения одинаковой плотности, будет обратно пропорцио-йально интенсивности света. Поэтому
Приняв продолжительность выдержки для самого ела бого негатива за единицу (т. е. положив t3 = 1), получил
где t'1 и t'2 являются факторами, показывающими, во сколь ко раз нужно увеличить выдержку при печати с I и II негативов, чтобы получить одинаковые серые шкалы на всех позитивах (печатные коэфициенты). Такого рода уравнивание плотностей шкалы с помощью изменения выдержки допустимо лишь при том условии, что все плотности негатива остаются в пределах прямолинейного участка фотобумаги. В противном случае будет нарушена пропорциональность передачи и, как следствие этого, цветовой баланс. Поэтому нужно стараться обеспечить возможно более близкое равенство шкал на самих негативах с тем, чтобы при печати корректировать лишь небольшие отклонения. Требование одинаковой плотности серой шкалы на всех трех позитивах справедливо только в том случае, если три сорта пигмента между собой так согласованы, что действительно для получения серого цвета требуются в точности одинаковые количества всех трех цветов. Хотя при производстве пигментной бумаги и стремятся к этому, но тем не менее полностью достичь этого невозможно. В таком случае, очевидно, что для получения серого цвета плотности шкалы на отпечатках должны быть неодинаковы, а, следовательно, и выдержки даже при идеальных негативах должны быть различны. Установление печатных коэфициентов в этом случае можно произвести только путем подбора. Эту операцию проще всего выполнить следующим образом. Приготовляют ступенчатую шкалу подходящих размеров, засвечивая лист бромистой бумаги полосами так, чтобы каждая следующая полоса получала выдержку, скажем, на 5—10% больше, чем предыдущая. После проявления и фиксирования такая ступенчатая шкала разрезается на три полоски, каждая из которых переводится обычным путем в цветное пигментное изображение на целлулоиде. Полученные таким образом три цветные ступенчатые шкалы накладывают друг на друга и передвигают по длине до тех пор, пока хотя бы часть полей не будет казаться серой. Пусть, например, для этого понадобилось сложить шкалы таким образом, чтобы на первое (самое светлое) поле синей шкалы пришлось второе поле красной и третьей поле желтой шкалы. Тогда, имея в виду, что каждое поле соответствует увеличению выдержки на 5%, видим, что позитив, предназначенный для красного цвета (красный позитив), т. е. напечатанный с синего негатива, должен быть экспонирован на 5% дольше, чем синий позитив (с красного негатива) даже в том случае, если плотности серых шкал на этих негативах совпадают. Аналогично желтый позитив должен будет получить 10% добавочной экспозиции. Конечно, если неодинаковые плотности серых шкал на негативах требуют неравного времени выдержки, то указанные накидки должны делаться с расчетом на ту выдержку, которая необходима для получения серых шкал с одинаковой плотностью. Такие определения непременно должны повторяться не только для каждой новой партии пигментной бумаги, но и в случае смены бромистой. |