Фотоуслуги в Белгороде > Восприятие цвета > ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ И ОДНОВРЕМЕННЫЙ КОНТРАСТ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ И ОДНОВРЕМЕННЫЙ КОНТРАСТ |
Явления адаптации имеют место не только при воздействии на глаз ахроматических стимулов, но наблюдаются и для цветовых. Нервные центры, с которыми связаны цветовые ощущения согласно трехцветной теории зрения, также способны к явлениям адаптации. Поэтому ощущение, вызываемое каким-нибудь цветовым стимулом, зависит еще и от того., каков был предыдущий стимул. Если, например, смотреть в течение 30 секунд на яркий красный кружок, а затем перевести взгляд на белое поле, то мы в первые секунды весьма отчетливо увидим кружок голубовато-зеленого цвета, т. е. цвета, дополнительного к цвету красного кружка. Объяснение этому явлению очень просто дается с точки зрения трехцветной теории. При продолжительном рассматривании красного кружка красноощущающие элементы сетчатки адаптируются и сильно понижают свою чувствительность. Поэтому при рассматривании после этого белой поверхности раздражение красных центров в этом месте сетчатки значительно отстает от раздражения синего и зеленого центров. Результатом этого частичного выключения красных центров мы и получим цветовое ощущение за счет раздражения главным образом синих и зеленых, т. е. окраска будет дополнительной к первоначально рассматриваемому цвету. Такого рода явления носят название последовательного контраста. С ними приходится считаться не только при рассматривании белой поверхности,как это было в наших примерах, но и для любого другого цвета. Так, если адаптировать наш глаз описанным выше образом к красному, то рассматриваемая после этого красная поверхность будет казаться гораздо менее насыщенной, чем это казалось бы неадаптированному глазу. Наоборот, при взгляде на зеленую поверхность мы получим впечатление сильно насыщенного зеленого цвета. И в том и в другом случае мы имеем дело с явлениями последовательного контраста, вызванного понижением чувствительности красных центров в результате их адаптации к красному цвету. Контрастные явления тем более заметны, чем больше яркость и насыщенность адаптирующего цвета. С другой стороны, влияние контраста по - разному сказывается на различных цветах. Очень темные цвета почти не меняются под влиянием контраста, в то время как на мало насыщенные светлые цвета он может оказывать весьма сильное влияние. Такие же контрастные явления наблюдаются не только при последовательном восприятии цветов (последовательный контраст), но и при одновременном рассматривании двух цветов (одновременный контраст). С подобного рода явлениями мы встречаемся, например, рассматривая какой-нибудь цвет на цветном же фоне. Небольшой цветной участок, находящийся на цветном фоне, меняет свой оттенок в сторону, дополнительную к цвету фона. Так, желтые цвета на красном фоне кажутся зеленоватыми, на зеленом — оранжеватыми и на синем — более насыщенного желтого цвета. Все эти явления делаются совершенно понятными с точки зрения рассмотренных выше явлений цветовой адаптации. Явления одновременного контраста очень легко наблюдаются и на ахроматических тонах: серое поле на черном фоне кажется более светлым, а на белом — более темным. Как общее правило, при цветном контрасте цвет поля сдвигается в сторону цвета, наиболее отличного от цвета фона, т. е. в сторону дополнительного к нему. Однако в целом ряде случаев цвета, возникающие в результате контраста (контрастные цвета), бывают не вполне дополнительными, а несколько уклоняются в красную сторону. Так например, цвет контрастный к синему будет не желтый, а оранжевый; к фиолетовому — не дополнительный желто-зеленый, а чисто желтый и т. п. Заметность контрастного действия зависит от многих условий, и контрастные явления особенно сильно выражены в том случае, когда контрастирующие цвета непосредственно соприкасаются друг с другом. Поэтому контраст всего сильнее наблюдается у границ соприкасающихся цветных полей (краевой контраст). Кроме того эффект контраста зависит также от яркости и насыщенности контрастирующих цветов таким же образом, как это было описано для последовательного контраста. С явлениями контраста мы сталкиваемся во многих случаях. При рассматривании окружающих предметов наш взор постоянно перебегает с предмета, обладающего одним цветом, на предмет с другой цветностью. В силу этого состояние глаза вследствие адаптации постоянно меняется, и эти изменения неизбежно будут влиять на окраску рассматриваемых предметов. Следует иметь в виду, что эта степень изменения адаптации глаза зависит не только от окраски отдельных предметов, но и от освещения и других факторов. В силу этого контрастные явления, наблюдаемые на цветной репродукции, даже если она идеально передает цвета оригинала, могут быть несколько другими. Нужно иметь в виду еще и то обстоятельство, что в виду уменьшенного по сравнению- с оригиналом размера репродукции, на ней сильнее сказываются явления пограничного контраста. Все эти причины не могут не влиять на оценку каче-ства репродукции |