Фотоуслуги в Белгороде > Основы учения о цвете > СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ |
В основе учения о цветовых ощущениях лежат опыты по смешению цветов, т. е. искусственному составлению сложного цвета из отдельных монохроматических лучей или же из сложных излучений того или иного цвета.
В этой главе мы будем рассматривать только такой случай смешения, когда смешиваемые световые потоки попадают в наш глаз независимо друг от друга (оптическое смешение). Опыты по смешению монохроматических спектральных лучей показывают, что при смешении в разных пропорциях лучей, находящихся в спектре недалеко друг от друга, получаются цвета, имеющие одинаковый цветовой тон с лучами, лежащими в спектре между смешиваемыми, но менее насыщенные по сравнению со спектральными. При этом можно воспроизвести полностью все цвета промежуточных цветовых тонов и никаких новых цветовых тонов, не имеющихся в данном отрезке спектра, не получится. Лишь при смешении лучей, лежащих в противоположных концах спектра (красные и фиолетовые), получаются так называемые пурпурные (малиновые) цвета, не представленные в спектре. При надлежащем выборе трех спектральных лучей и смешении их в надлежащих пропорциях можно получить цвета всех цветовых тонов. Следует однако заметить, что никакой выбор трех исходных цветов не позволяет получить все остальные цвета в их полной насыщенности. Наилучших результатов можно достичь, если взять в качестве основных цветов два крайних цвета спектра (красный и фиолетовый) и один средний — зеленый (около 540 тц). Сложные цвета, полученные путем такого смешения из трех основных цветов, будут отличаться от чистых спектральных цветов меньшей насыщенностью и полностью совпадать с ними по цветовому тону. Так например, одинаковыми по цветовому тону будут как монохроматический спектральный желтый, так и надлежащим образом состав-левная смесь из красных и зеленых лучей, в которой желтые спектральные лучи отсутствуют. Возможность получения всех цветов из трех основных приводит к естественному предположению, что и в нашем глазу любое цветовое ощущение получается в результате суммирования трех элементарных процессов, из которых один должен в наибольшей степени возбуждаться красным светом, другой — зелеными третий — сине-фиолетовым. При любом ощущении цвета возбуждаются все эти три процесса только с разной интенсивностью в зависимости от взятого цвета. |