Фотоуслуги в Белгороде > Основы учения о цвете > ПОЛНОЦВЕТНЫЕ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ЦВЕТА

ПОЛНОЦВЕТНЫЕ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ЦВЕТА


Непрерывно   изменяя ширину области пропускания (или отражения) несветящегося предмета, можно получить такие цвета, которые, обладая еще достаточно высокой насыщенностью, кажутся нашему глазу очень светлыми. Такие цвета в обиходе называются яркими. Однако во избежание путаницы следует отказаться от упо­требления термина „яркий" в таком смысле, сохранив его исключительно для обозначения большой светлоты незави­симо от насыщенности.
Для таких насыщенных цветов с высокой светлотой в шауке употребляется термин „полноцветные". Полноцвет­ные цвета характеризуются той особенностью, что из всех Цветов, возможных для несветящихся предметов, равного цветового тона и насыщенности они обладают наибольшей Светлотой, а при равных цветовом тоне и светлоте — наи-болыыей насыщенностью.
Теория показывает, что для удовлетворения этих тре­бований спектральное отражение (или пропускание) несве-тящегося тела должно быть полным (коэфициент отражения или пропускания = 1) для всего спектрального участка, от одного спектрального до другого ему дополнительного. Все же остальные спектральные, лежащие за пределами этого участка, должны полностью поглощаться. Цветовой тон такого полноцветного совпадает с цветовым тоном для одного из спектральных, лежащего где-то в середине по­лосы пропускания. Так например, полноцветный зеленый должен иметь кривую отражения такого вида (рис. 15).
Как видно из этих условий, полноцветные цвета (точ­нее полноцветные поверхности) неосуществимы реальными красками.
Однако наиболее „яркие" краски, применяемые в печати, художниками и т. д.; приближаются к полноцветным.
Спектральное отражение полно­цветного синего
 
Рис. 15. Спектральное отражение полно­цветного синего
Спектральное отра­жение оптимальных цветов
 
Рис. 16. Спектральное отра­жение оптимальных цветов
 
Сужая полосу пропускания полноцветных, мы будем получать, хотя и более насыщенные, но и более темные тона. Наоборот, краски с более ши­рокой областью пропускания дают более светлые, но значительно менее насыщенные (белесоватые) тона. Это происходит потому, что при дальнейшем расширении области пропускания возрастание свет­лоты делается гораздо менее заметным, чем падение насы­щенности, которое вызывается смешением дополнительных цветов, лежащих по концам спектрального интервала пол­ноцветных.
Если не предъявлять требования об определенной ши­рине спектрального интервала и ограничиться лишь теми условиями, чтобы значения коэфициента пропускания были либо 0 либо 1 и кривая пропускания имела бы в преде­лах видимого спектра только два скачка (от 0 до 1), то мы будем иметь дело с так называемыми оптимальными цве­тами (точнее оптимальными поверхностями). Полноцветные представляют собой, очевидно, лишь частный случай опти­мальных.
Спектральные кривые для оптимальных поверхностей могут принадлежать только к одному из четырех видов, показанных на рис. 16.
Как видно, и оптимальные цвета не могут быть воспро­изведены с помощью реально существующих красителей. Все „идеальные" краски, наиболее выгодные для цветной фотографии, принадлежат к числу оптимальных. С ними нам придется еще не раз встречаться в дальнейшем изло­жении. Всякий оптимальный цвет полностью характери­зуется двумя величинами: шириной спектрального выреза, определяющим его насыщенность, и положением се­редины этого выреза на шкале длин волн спектральных цветов. Не следует, однако, думать, что эта середина совпадает с так называемой доминирующей длиной волны данного оптимального (см. ниже).