Фотоуслуги в Белгороде > Основы учения о цвете > ПОЛНОЦВЕТНЫЕ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ЦВЕТА
ПОЛНОЦВЕТНЫЕ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ЦВЕТА |
Непрерывно изменяя ширину области пропускания (или отражения) несветящегося предмета, можно получить такие цвета, которые, обладая еще достаточно высокой насыщенностью, кажутся нашему глазу очень светлыми. Такие цвета в обиходе называются яркими. Однако во избежание путаницы следует отказаться от употребления термина „яркий" в таком смысле, сохранив его исключительно для обозначения большой светлоты независимо от насыщенности.
Для таких насыщенных цветов с высокой светлотой в шауке употребляется термин „полноцветные". Полноцветные цвета характеризуются той особенностью, что из всех Цветов, возможных для несветящихся предметов, равного цветового тона и насыщенности они обладают наибольшей Светлотой, а при равных цветовом тоне и светлоте — наи-болыыей насыщенностью. Теория показывает, что для удовлетворения этих требований спектральное отражение (или пропускание) несве-тящегося тела должно быть полным (коэфициент отражения или пропускания = 1) для всего спектрального участка, от одного спектрального до другого ему дополнительного. Все же остальные спектральные, лежащие за пределами этого участка, должны полностью поглощаться. Цветовой тон такого полноцветного совпадает с цветовым тоном для одного из спектральных, лежащего где-то в середине полосы пропускания. Так например, полноцветный зеленый должен иметь кривую отражения такого вида (рис. 15). Как видно из этих условий, полноцветные цвета (точнее полноцветные поверхности) неосуществимы реальными красками. Однако наиболее „яркие" краски, применяемые в печати, художниками и т. д.; приближаются к полноцветным. Рис. 15. Спектральное отражение полноцветного синего Рис. 16. Спектральное отражение оптимальных цветов
Сужая полосу пропускания полноцветных, мы будем получать, хотя и более насыщенные, но и более темные тона. Наоборот, краски с более широкой областью пропускания дают более светлые, но значительно менее насыщенные (белесоватые) тона. Это происходит потому, что при дальнейшем расширении области пропускания возрастание светлоты делается гораздо менее заметным, чем падение насыщенности, которое вызывается смешением дополнительных цветов, лежащих по концам спектрального интервала полноцветных. Если не предъявлять требования об определенной ширине спектрального интервала и ограничиться лишь теми условиями, чтобы значения коэфициента пропускания были либо 0 либо 1 и кривая пропускания имела бы в пределах видимого спектра только два скачка (от 0 до 1), то мы будем иметь дело с так называемыми оптимальными цветами (точнее оптимальными поверхностями). Полноцветные представляют собой, очевидно, лишь частный случай оптимальных. Спектральные кривые для оптимальных поверхностей могут принадлежать только к одному из четырех видов, показанных на рис. 16. Как видно, и оптимальные цвета не могут быть воспроизведены с помощью реально существующих красителей. Все „идеальные" краски, наиболее выгодные для цветной фотографии, принадлежат к числу оптимальных. С ними нам придется еще не раз встречаться в дальнейшем изложении. Всякий оптимальный цвет полностью характеризуется двумя величинами: шириной спектрального выреза, определяющим его насыщенность, и положением середины этого выреза на шкале длин волн спектральных цветов. Не следует, однако, думать, что эта середина совпадает с так называемой доминирующей длиной волны данного оптимального (см. ниже). |