Фотоуслуги в Белгороде > Основы учения о цвете > БЕЛЫЙ ЦВЕТ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА
БЕЛЫЙ ЦВЕТ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА |
Трехцветная теория должна объяснить нам тот факт, что белый дневной свет, который, как мы знаем из опытов ,с призмой, состоит из смеси всех спектральный цветов, производит ощущение белого цвета. Согласно трехцветной теории зрения мы получаем ощущение ахроматического цвета — белого или серого — всякий раз, когда раздражения всех трех центров одинаковы.
Хроматические цветные ощущения получаются лишь тогда, когда один или два центра раздражены сильнее, чем остальные. От величины этого перевеса в раздражении зависит степень отличия хроматического цвета от ахроматического. Чем перевес меньше, тем цвет ближе к ахроматическому, чем он больше, тем цветовой оттенок более выражен. Монохроматический свет, состоящий из колебаний только одной длины волны, представляет собой, очевидно, наиболее чистый насыщенный цвет, который мы можем получить. Однако такие насыщенные цвета встречаются только в виде спектральных и обычно в природе не наблюдаются. С другой стороны, имеется ряд таких цветов, которые отсутствуют в спектре. Таковы все ахроматические цвета, пурпурные (красно-фиолетовые)и многочисленные малонасыщенные (белесоватые или сероватые) цвета. Все они вызываются сложным светом, представляющим собой смесь различных монохроматических лучей. Когда на наш глаз действует такая смесь, то каждый из ее компонентов — монохроматических спектральных — раздражает три основные нервные центра. Все эти раздражения между собой складываются так, что раздражение, вызванное сложным цветом в каждом из нервных центров, будет равно сумме раздражений этого центра всеми спектральными, входящими в состав сложного цвета. Состав дневного света таков, что все эти три раздражения оказываются равными между собой, и мы воспринимаем его в виде белого цвета. В свете электрической лампы меньше синих лучей и поэтому ее свет, по сравнению с дневным, кажется желтоватым, так как раздражение синего центра отстает от раздражения красного и зеленого. Ощущение белого цвета можно достичь, смешивая все спектральные в том именно соотношении, в котором они содержатся в спектре белого света. Однако этот же результат может быть достигнут еще и другим путем. Спектральный желтый (длина волны около 580 m/г) возбуждает в одинаковой степени красный и зеленый центры и совсем не возбуждает синего. Напротив, спектральный синий (длина волны около 470 m/г) главным образом возбуждает синий центр и лишь незначительно, но в равной степени, возбуждает красный и зеленый. Смешивая желтые и синие спектральные, мы достигаем раздражения всех трех центров, и полученный сложный свет будет белесоватым, менее насыщенным. Пользуясь кривыми ощущений, можно легко подобрать такое соотношение интенсивностей этих обоих лучей, при котором раздражения все трех центров сравняются (это будет достигнуто, если взять примерно 45% синего и 55% желтого света). В этом случае мы получим белый цвет. Смешивая в надлежащих пропорциях попарно красный с сине-зеленым, фиолетовый с желто-зеленым и т. д., получим снова чисто белый цвет. Цвета таких излучений, которые при смешении дают белый цвет, называются дополнительными цветами. Однако дополнительными цветами могут быть не только спектральные, но и цвета сложных излучений, составленные из лучей различных длин волн. Так например, мы можем в предыдущем опыте взять не желтый спектральный, а равный ему по цветовому тону свет, составленный из смеси красных и зеленых лучей. Как мы уже знаем, он вызывает то же раздражение красного и зеленого центров, что и чистый спектральный желтый, и потому также даст при смешении с синим белый цвет. Пары дополнительных спектральных цветов определялись многими наблюдателями. Значения длин волн взаимно дополнительных лучей, рекомендованные в качестве стандартных Международным осветительным комитетом (округленные значения) приведены в следующей таблице: Свет примерно от 570 mм до 495 mм не имеет простого монохроматического дополнительного цвета. Этот факт вызывается тем обстоятельством, что в спектре отсутствуют Длины волн дополнительных цветов пурпурные цвета, представляющие переход от красных к фиолетовым. Эти-то цвета и будут дополнительными к средней зоне спектра — от желто-зеленого до зелено-голубого. |