СПЕКТРАЛЬНЫЙ СОСТАВ ИЗЛУЧЕНИЯ И ЕГО ОКРАСКА
Различные монохроматические излучения производят на глаз качественно различные впечатления (цвет). Сложные излучения, состоящие из смеси монохроматических излучений, также дают ощущение цвета. Основной задачей науки о цвете и является установление связи между спектральным составом излучаемого света и тем цветовым ощущением, которое им вызывается.
С чисто физической стороны каждое сложное излучение полностью определяется спектральной кривой распределения энергии. Два световых потока, имеющие одинаковое распределение энергии, будут с точки зрения физики совершенно одинаковыми. Они будут вызывать в одинаковых условиях совершенно одинаковые физические или химические явления и для нашего глаза будут казаться при одинаковых условиях вполне тождественными по цвету. Поэтому, зная состав света, т. е. зная его спектральное распределение энергии, мы всегда сможем при нормальных условиях видения однозначно характеризовать его цвет.
Однако, если два световых потока одинаковы по спектральному составу и вызывают всегда Одинаковое цветовое ощущение, то обратное заключение оказывается несправедливым.
Опыт показывает, что два излучения, дающие в точности одинаковое ощущение цвета, могут обладать совершенно различным составом.
В тесной связи с этим стоит вопрос о том, какое число переменных необходимо для характеристики цветового ощущения.
Если бы каждой возможной кривой спектрального распределения энергии соответствовало свое, отличное от других, цветовое ощущение, то цветовые ощущения были бы так же многообразны, как все возможные спектральные кривые. В таком случае для характеристики цвета нужно было бы полностью знать его спектральное распределение для всех длин волн видимого света, т. е. пришлось бы характеризовать цвет с помощью бесконечного числа переменных.
Опыт показывает, однако, что цветовое ощущение пол-цостью определяется всего тремя переменными: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Свойство света как лучистой энергии полностью определяется спектральным распределением энергии; свет же как возбудитель ощущения в нашем глазу (световой стимул) определяется помимо физических свойств светового-потока еще и особенностями нашего глаза.
Реакцию глаза на свет можно сравнить с работой фотопластинки. При фотографировании тождественные излу-
чения дают одинаковые почернения (реакция пластинки на свет), в то время как одинаковые почернения могут возникнуть под действием света различного спектрального состава.
С чисто физической стороны каждое сложное излучение полностью определяется спектральной кривой распределения энергии. Два световых потока, имеющие одинаковое распределение энергии, будут с точки зрения физики совершенно одинаковыми. Они будут вызывать в одинаковых условиях совершенно одинаковые физические или химические явления и для нашего глаза будут казаться при одинаковых условиях вполне тождественными по цвету. Поэтому, зная состав света, т. е. зная его спектральное распределение энергии, мы всегда сможем при нормальных условиях видения однозначно характеризовать его цвет.
Однако, если два световых потока одинаковы по спектральному составу и вызывают всегда Одинаковое цветовое ощущение, то обратное заключение оказывается несправедливым.
Опыт показывает, что два излучения, дающие в точности одинаковое ощущение цвета, могут обладать совершенно различным составом.
В тесной связи с этим стоит вопрос о том, какое число переменных необходимо для характеристики цветового ощущения.
Если бы каждой возможной кривой спектрального распределения энергии соответствовало свое, отличное от других, цветовое ощущение, то цветовые ощущения были бы так же многообразны, как все возможные спектральные кривые. В таком случае для характеристики цвета нужно было бы полностью знать его спектральное распределение для всех длин волн видимого света, т. е. пришлось бы характеризовать цвет с помощью бесконечного числа переменных.
Опыт показывает, однако, что цветовое ощущение пол-цостью определяется всего тремя переменными: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Свойство света как лучистой энергии полностью определяется спектральным распределением энергии; свет же как возбудитель ощущения в нашем глазу (световой стимул) определяется помимо физических свойств светового-потока еще и особенностями нашего глаза.
Реакцию глаза на свет можно сравнить с работой фотопластинки. При фотографировании тождественные излу-
чения дают одинаковые почернения (реакция пластинки на свет), в то время как одинаковые почернения могут возникнуть под действием света различного спектрального состава.